Четыре десятилетия спустя Стивен Содерберг все еще выясняет это — нет, правда.
Он твердо убежден, что снять фильм столь же сложно, как посадить ракету на луну. Для того чтобы проиллюстрировать эту мысль, он объясняет, что если попытаться посадить ракету на луну и допустить погрешность всего лишь в один градус, то цель будет значительно промахнута.
🚀 Хочешь улететь на Луну вместе с нами? Подписывайся на CryptoMoon! 💸 Новости крипты, аналитика и прогнозы, которые дадут твоему кошельку ракетный ускоритель! 📈 Нажмите здесь: 👇
CryptoMoon Telegram
За свою успешную карьеру в независимом кинематографе режиссер трилогии «Ocean’s», фильма «Contagion» и «Magic Mike», а также множества других проектов сломал столько стереотипов, что стал почти вызывающе динамичным кинорежиссером. Его уникальный стиль как режиссера, редактора и оператора проявляется из одного жанра в другой.
«Вот почему это лучшая работа в мире.»
В этом году его тревожная «Присутствие» рассказывает историю призрака от первого лица, а шпионский триллер «Черная сумка» (вышедший в прокат) основывается на рассказе о личных и профессиональных обманах в контексте точно сбалансированного графика работы и личной жизни супружеской пары. Эти последние фильмы, сотрудничество с сценаристом Дэвидом Коупом, несут фирменную печать Содерберга: первая — в том, как камера передавала эмоциональную привязанность заглавного персонажа к семейной драме через свои длинные и блуждающие кадры; вторая — в ритмах хронометража, постановки и монтажа, отражающих уровень контроля, соперничающий лишь с тем контролем, который его скрытые персонажи имеют над своими жизнями.
Но, как считает Содербергх, все что он делает — это каждый раз узнает чуть больше, находясь за объективом. «Это лучшая работа в мире,» говорит он «Invrs». «Вы никогда не узнаете достаточно; каждое кино отличается, каждый день другой, и вас смиряет неизбежность ошибок, которые вы делаете при решении задач.»
«Черная сумка», в данном случае, посвящена дедукции — и обману, поскольку группа шпионов стремится выяснить личность своего кроткого среди них. В самом деле, весь кинематограф Содерберга сосредоточен на процессе решения проблем: от тщательного планирования и подготовки воров, которые собираются в ограбительных комедиях вроде «Вне поля зрения», «Логан Лаки» и «Без резких движений», до попыток малочисленных героев в процедурных портретах вроде «Эрин Брокович» и «Зараза». Византийская, запутанная конструкция более экспериментальных фильмов, таких как «Лимэй» и «Шизополис», только усиливает тип задач, которые Содерберг с удовольствием ставит перед собой и своими героями.
«Ты манипулируешь аудиторией», — объясняет Содерберг. «Я имею в виду, это твоя работа — но ты не хочешь, чтобы они чувствовали себя обманутыми. Это соблазнение, и тебе нужно, чтобы оно было приятным для тех, кого ты пытаешься обольстить — и, надеюсь, достаточно тонко, чтобы получить согласие естественным образом».
В ходе широкого диалога «Инверс» беседовал с Содербергом о том, как привлечь аудиторию в фильме «Черный мешок», почему он предпочитает работать со своими собственными камерами на съемочной площадке и состоянии театральных релизов.
Приготовление стола для черного мешка
Действие разворачивается в мире профессионального шпионства. ‘Чёрный мешок’ — это привлекательно элегантный и остроумный триллер, где жизни двух замужних агентов разведки Джорджа Вудхауса (Майкл Фассбендер) и Кэтрин Сент-Жан (Кейт Бланшетт), как профессиональные, так и личные, оказываются под угрозой после кражи опасного устройства. Очевидно, что среди них есть предатель в их агентстве, поэтому Джордж начинает расследование, сужая список подозреваемых до пяти двуличных коллег, включая ещё две пары и — о ужас! — Кэтрин.
Пока я сражаюсь с этим озадачивающим положением дел, внутренняя борьба между эмоциональным и логическим подходами порождает во мне волнующее и страстное напряжение. Чтобы разгадать эту тайну глубже, я решаю устроить званый ужин у себя дома в Лондоне, приглашая всех четырёх своих ближайших коллег. В кухне я тщательно готовлю восхитительное блюдо чана масала, но с изюминкой — незаметно добавляю сильное наркотическое средство, чтобы ослабить их контроль над собой и заставить рассказать мне несколько пикантных признаний в течение вечера.
В этой начальной части, отражающей кульминацию фильма, Содерберг, используя блестящий сценарий от Коупа, собирает талантливый актерский состав, который выдает молниеносные диалоги с точностью каждого остроумного замечания как пули. Результатом становится волна напряжения из словесных перепалок, о которой большинство режиссеров могут только мечтать в настоящем перестрелке.
«Две сцены за столом были для меня самой сложной задачей», — объясняет он. «Как я мог визуализировать их так, чтобы зритель следил за происходящими сменами планов, но при этом не ощущал вторжения или чрезмерной заметности?»
В конце концов, он собрал актерский состав и составил каждую композицию, которую считал подходящей для фильма, распечатал их, сел со сценарием и расположил сцены таким образом, чтобы это создавало максимальное напряжение по ходу действия. Каждая сцена требовала двух дней съемок, Содерберг сознательно изменял технические элементы вроде освещения и операторской работы между ними, чтобы запечатлеть тонкие изменения в динамике власти на каждом ужине.
Мне нужно было, чтобы этот фильм был визуально столь же непредсказуем, как и текст.
Первая сцена, где Джордж спокойно сужает круг потенциальных подозреваемых, была освещена так, чтобы быть ‘более приветливой, обволакивающей и льстящей участникам’, тогда как вторая выглядела более жесткой, напоминая ‘полноценный допрос’, в котором ‘перчатки сняты и настало время приступить к делу’, — говорит Содерберг. Он также стратегически подошел к выбору момента для того, чтобы вывести среднюю часть из-за обеденного стола и расположить камеру там, внутри периметра.
Мне нужно было сделать этот фильм визуально непредсказуемым, как и текст,» говорит он. «Это был тот аспект проекта, из-за которого я не спал ночами; кошмар каждого режиссера — это сцены за обеденным столом, никто их не любит снимать, а этот фильм буквально построен на двух продолжительных сценах, где люди даже не поднимаются из-за стола.
Конкретный Вид Чёрной Сумки
Содерберг часто выступает в роли собственного оператора и монтажёра на фильмах, которые режиссирует, обычно указывая эти обязанности под псевдонимами вроде Питер Эндрюс и Мэри Энн Бернард. Таким образом он ставит себе головоломки для решения во всех отделах производства. В «Черной сумке» его быстрое монтажирование обеспечивает фильму дыхание, а напряженность тонко усиливается через кадры и световые эффекты.
У вас есть широкий спектр инструментов для создания эффекта на зрителя, и главное – определить, какие из этих инструментов использовать,» – говорит Содерберг. «Вы не должны использовать все сразу; это хаос. Я вижу фильмы, в которых совершенно нет правил о том, что можно делать, а чего нельзя, и меня это расстраивает. Какие правила? В каком формате я снимаю, и почему именно так? Каковы правила движения? Какие схемы монтажа? Какая ключевая композиционная составляющая у постановки и звукового сопровождения фильма? Ваша задача – скомбинировать и организовать использование этих инструментов таким образом, чтобы они работали на аудиторию, но без излишнего осознавания этого.
Одним из аспектов, делающих «Black Bag» увлекательным, является его тщательно продуманное редактирование. Фильм начинается именно там, где нарастает напряжение, и сохраняет быстрый темп по мере того, как персонажи проходят через сложную сеть служебных обязанностей, личных связей и неожиданных предательств. По сути, это примерная демонстрация того, как построить саспенс.
То же самое касается и характерной кинематографии Содерберга, которую он всегда тщательно контролирует. В фильме «Черный мешок» его мягкий янтарный свет выделяется, подчеркивая черты актеров без отвлечения внимания от их ментальных игр. ‘Я начинаю с того, что реально, а затем чаще всего приходится ступать по Рембрандту, пытаясь изменить это,’ говорит он. ‘Полагаю, на аудиторию оказывает психологическое воздействие то, когда они смотрят нечто, похожее на реальный мир, в отличие от того, что они знают — независимо от того, могут ли они сформулировать свои ощущения или нет — выглядит освещённым.’
Содерберг открыл технику сопротивления желанию сделать каждую сцену эстетически приятной: «Часть тебя, которая хочет снимать визуально привлекательные сцены как кинематографист, борется с другой частью, которая настаивает на том, чтобы они выглядели шероховатыми и непривлекательными, так как это соответствует обстановке.»
Содерберг (Soederberg), называющий своими вдохновителями таких кинооператоров-первопроходцев 1960-х годов как «Дэвид Уоткин, Гордон Уиллис, Витторио Стораро или Джузеппе Ротунно», глубоко заботится о цветовых температурах. Он использует их для того, чтобы ‘показать мир таким, каким он действительно существует’ или иногда для создания определенного эффекта. Это столь недорогой способ вызвать эмоции у зрителя’, — говорит он. ‘Вы знаете, использование цветов не стоит ничего. Нужно лишь уметь ими управлять.’
Режиссер актера
Кроме Фассбендера и Бланшетт, чья холодная химия электризует сердце фильма, остальные профессиональные вуайеры в «Черном мешке» сыграны разнообразными актерами — включая Марису Абелу, Тома Берка, Реге-Жана Пейджа и Наоми Харрис, которые внесли много своего вклада. «Когда у вас есть такой сценарий и такой актерский состав, возникает реальное ощущение, что вы можете его потерять,» говорит Содерберг. «И хотя не стоит парализоваться этим, ваша задача — максимально использовать творческие ресурсы перед вами.»
Когда у вас есть такой сценарий и такая актерская команда, возникает вполне реальное ощущение, что всё это ваше.
На протяжении своей карьеры Содерберг говорит, что его подход заключается в тщательной калибровке условий на съемочной площадке, чтобы во время съемок актеры могли полностью сосредоточиться на своих персонажах и не замечать его присутствия. «То, что я являюсь оператором-постановщиком и монтажером одновременно, означает множество разговоров внутри моей головы», — добавляет он.
Содерберг знает, насколько редко он говорит на съемочной площадке. Это становится сюрпризом для его первых коллег по работе. «Я уверен, что в какой-то момент Наоми сказала Майклу или Кейт: ‘Он действительно не так уж много разговаривает, правда?’ И они ответили: ‘Да, это правда.’ В определенном смысле я хочу исчезнуть, быть свидетелем и наблюдать за тем, чем занимаются актеры, и единственный способ сделать это — стратегически уйти из зоны видимости таким образом, чтобы их это не отвлекало.»
«Я просто так уважаю актеров, – добавляет он. – Думаю, то, что они делают, очень сложно и уязвимо, поэтому я всегда осознаю необходимость создания атмосферы безопасности, в которой они могут быть бесстрашными. Это моя работа – убедиться, что камера находится на правильном месте для полного захвата того, что они делают, и точность этого важна. Речь идет о сантиметрах между кадром, который делает то, что должен делать, и просто посредственным. Но это также часть веселья».
Он привык выяснять нужды каждого актера через продолжительные репетиции; сейчас же он просто приглашает всех на ужин и наблюдает за их поведением — тактика, конечно, которую разделяют его персонаж Джордж Вудхаус из ‘Black Bag’.
Содерберг всегда глубоко интересовался человеческими отношениями, будь то личные или профессиональные, и его внимание к постоянно меняющейся динамике сексуальности и морали делает его режиссером, достойным изучения – хотя он сам так не считает.
«Орсон Уэллс однажды сказал журналисту: ‘Я птица. А ты орнитолог,’ – объясняет он. – Я не особо анализирую то, что делаю, за пределами того, что хочу сделать дальше.’
Работник
«Черная сумка» открывает шлюзы после долгого перерыва в карьере Содерберга на большом экране. После продолжительного периода работы вне студийной системы и традиционных методов дистрибуции «Присутствие» и «Черная сумка» вернули Содербергу кинотеатры, получив масштабированные маркетинговые усилия и более широкое распространение.
На протяжении последних семи лет он поддерживал свою непревзойдённую продуктивность, самостоятельно выпуская фильмы («Logan Lucky» и «Unsanest», через компанию Fingerprint Releasing в сотрудничестве с Bleecker Street), создавая ленты для стриминговых платформ («High Flying Bird» и «The Laundromat» для Netflix; «Let Them All Talk», «No Sudden Move» и «Kimmi» для HBO Max) и организуя нефильмовые проекты, такие как сериал Max «Full Circle» и научно-фантастический веб-сериал «Command Z». (И ни один фильм так ясно не отражает состояние перемен в индустрии, как «Magic Mike’s Last Dance», созданный для HBO Max, но вместо этого выпущенный в кинотеатрах после успешных тестовых показов.)
Единственное, чему можно доверять в конце дня — это странно, но рынок. Рынок говорит вам о ваших успехах: будь то кассовые сборы фильма в буквальном смысле или ваша способность привлекать таланты и заставлять людей вкладывать деньги в проекты, которые вы хотите создавать. Рынок показывает, насколько хорошо у вас идут дела, поэтому мой единственный показатель успеха — это возможность производить фильмы и собирать команду актёров для них.
Единственное, на что можно положиться в конце дня, это странно но рынок.
В этом отношении, размышляет Содерберг, совет для начинающих режиссеров сегодня касается не только кинопроизводства, но и таких аспектов как «характер человека, его поведение и отношение к людям». Всем нравится рассказывать истории с места съемок, особенно про режиссера, поэтому важно об этом помнить.
«Одна из вещей, которую я могу контролировать в мире, где многие вещи не поддаются контролю, – это мой процесс работы, – говорит он. – Он разработан не только чтобы быть эффективным в стремлении к тому, каким должно и хочет быть произведение, но также вероятно приведет к созданию окружения, которое люди захотят посетить во второй или третий раз как художники.»
Если Содерберг строго относится к своему подходу в кинопроизводстве, даже когда участвует как продюсер в проектах от расширяющих сознание научно-фантастических одиссей до внебродвейских пьес и независимых романсов, то это потому что его мастерство создаёт пространство для других художников проявить свои лучшие стороны — и дает ему возможность следовать своим собственным увлечениям.
Он подтверждает, что все еще выбирает проекты на основе того, что его интересует. Финансовый аспект этих проектов немного изменился, но в конечном счете беспокоиться о том, кто покрывает затраты, не особо продуктивно. Вместо этого нужно найти способ преодолеть эту проблему.
Смотрите также
- Кто такой муж Колмана Доминго Рауль Доминго? Все о его жизни
- Как пройти самый сумасшедший квест Avowed, «Курьер Пустоши»
- Атлас и 3 новых боевика, которые можно будет посмотреть на Netflix весной 2024 года
- Портативное устройство Anbernic RG40XX H может играть в игры PSP, Nintendo DS и Dreamcast
- Женщина в жутком сексуальном видении Деймона на самом деле его мама в «ДОМЕ ДРАКОНА»
- «Моя единственная настоящая страсть»: выступления Криса Хемсворта о парикмахерском искусстве как о его страсти, пока он занимается этим со своими сыновьями
- Концовка «Девочек Гилмор»: с кем в итоге остались Рори и Лорелай? Выяснить
- Объяснение истории Белль Рив, метачеловеческой тюрьмы DC Comics
- «Моана 2»: все, что вам нужно знать о главном злодее «Моаны 3» Нало
- Кто такой игрок 001? Раскрыт главный поворот второго сезона «Игры в кальмаров»
2025-03-18 01:37