«В пасти безумия» Джона Карпентера: устная история шедевра космического ужаса

Фильм Джона Карпентера «В пасти безумия» по праву может претендовать на звание лучшего образца чистого космического ужаса, когда-либо созданного.


🚀 Хочешь улететь на Луну вместе с нами? Подписывайся на CryptoMoon! 💸 Новости крипты, аналитика и прогнозы, которые дадут твоему кошельку ракетный ускоритель! 📈 Нажмите здесь: 👇

CryptoMoon Telegram


Космический ужас, также известный как странная фантастика, — это жанр, который сложно определить точно. Обычно он включает в себя прибытие в нашу реальность огромных, потенциально изменяющих мир существ, представляющих угрозу катастрофических масштабов. Этот литературный стиль имеет корни в авторах начала 20-го века, таких как Г. Ф. Лавкрафт и Роберт У. Чемберс, чье творчество оказало значительное влияние на таких писателей, как Стивен Кинг, Клайв Баркер, Томас Лиготти и Лэрд Баррон. В области кино «Нечто» Джона Карпентера часто считается одним из главных источников вдохновения для космических фильмов ужасов.

В 1982 году вышел леденящий душу научно-фантастический фильм ужасов, в котором группа американских исследователей на изолированной антарктической исследовательской станции случайно обнаружила инопланетянина с необычайными способностями. Это существо могло вторгнуться в биологическую систему, используя всего лишь крошечную молекулу самого себя. Потенциальная катастрофа была очевидна, но тот факт, что оно приземлилось в малонаселенной Антарктиде, приносил некоторое облегчение — пока этого не произошло. Изображая потусторонних существ, угрожающих вырваться на свободу из своей замкнутой среды и уничтожить все человечество, Нечто проложило путь для будущих космических ужасов в таких фильмах, как Князь тьмы, Горизонт событий, Пустота, Аннигиляция и Под водой.

«Очень сложно проникнуться духом Лавкрафта, не полагаясь на «невыразимый и непостижимый ужас»».

Фильм 1995 года «В пасти безумия» выделяется как самая точная экранизация космического ужаса, соперничая с «Нечто» по степени влияния. Эта леденящая душу история, в которой главную роль играет Сэм Нил в роли Джона Трента, ярко изображает лавкрафтовские темы с его ужасающим изображением космических ужасов, которые угрожают поглотить наш мир и исказить реальность в апокалиптический кошмар. Кульминация фильма особенно примечательна, когда Трент осознает, что сила Саттера Кейна проникла в его жизнь и изображаемые события, что делает «Безумие» новаторским примером способности космического ужаса размывать реальность в кино. Несмотря на свою гениальность, этот шедевр часто остается непризнанным, выпущенный три десятилетия назад, но продолжающий устанавливать стандарт для космических фильмов ужасов.

Спустя 30 лет после выхода фильма мы в Inverse пообщались с продюсером Сэнди Кингом Карпентером, а также другими актерами и членами съемочной группы, чтобы поделиться историей, стоящей за фильмом «В пасти безумия». К сожалению, Сэм Нил и режиссер Джон Карпентер решили не принимать участия в этой беседе.

Начало безумия

В конце 80-х мне на глаза попался сценарий фильма «Безумие». Его написал Майкл Де Лука, руководитель New Line Cinema. Он изначально предложил мне снять его в 88-м, но я отказался. Однако судьба снова свела нас в ноябре 92-го, во время подготовки к производству антологии «Трупные мешки». И знаете что? Я принял предложение снять «Безумие» всего месяц спустя!

В конце концов, Сэнди Кинг Карпентер оказалась занята тремя последовательными проектами: «Body Bags», «Village of the Damned» и «In the Mouth of Madness». Последний потребовал значительных правок, над которыми Джон Карпентер работал совместно с Де Лукой. Это, казалось, подогрело его интерес, сместив повествование в сторону мира Древних, Ктулху и подобных тем. Задача состояла в том, чтобы привнести лавкрафтовские элементы, не позволяя им раствориться в безвестности. [Смеется] После этого встал вопрос: как продолжить, не прибегая к «невыразимому и непостижимому ужасу»?

Джули Кармен: Майкл ДеЛука написал исключительный сценарий, хотя в тот период он также был руководителем производства в New Line Cinema. К сожалению, сценарий казался слишком продвинутым для своего времени, когда он был впервые представлен в 1994 году.

Режиссер: Чтобы сделать фильм убедительным и захватывающим, вы должны принять загадочный характер Саттера Кейна, проследить путь Трента к безумию и мельком увидеть чудовищных существ… это сложно. Одно дело, когда Г. Ф. Лавкрафт пишет его на странице и позволяет вашему разуму блуждать. Совершенно другой опыт, когда он разворачивается у вас на глазах на большом экране.

Кастинг и репетиции Безумия

В 1992 году, когда Сэм Нил и Карпентер ранее работали над «Мемуарами человека-невидимки», Карпентер настоятельно рассматривал Нила на роль Джона Трента. Однако руководители Боб Шей и Де Лука колебались. Чтобы развеять их сомнения, Карпентер подчеркнул предстоящую роль Нила в «Парке Юрского периода», что в конечном итоге убедило их взять Нила на роль. Юрген Прохнов получил роль автора Саттера Кейна, а Джули Кармен была выбрана на роль редактора Кейна, Линды Стайлс.

Кармен: У нас было всего две недели на репетиции, прежде чем к нам присоединился Сэм Нилл, который приехал из Новой Зеландии. В это время были только Юрген Прохнов, Джон и я. Чтобы скоротать время, мы посмотрели фильм «Его девушка Пятница», и Джон заметил, что персонаж Розалинд Рассел вошел в офис так же, как я двигаюсь по нашему офису и произношу длинный монолог о Саттере Кейне. По сути, Джон поделился с нами некоторыми своими мыслями о жизни в этот период.

Мы снимали это прямо перед началом нового тысячелетия, то есть 1990-е годы подходили к концу, и у него было проницательное убеждение, что по мере приближения к концу тысячелетия люди, как правило, становятся несколько эксцентричными. Джон заметил это в начале нового тысячелетия и столетия, отметив, что может быть строгое, жесткое мышление с акцентом на установление твердых правил и догматических теорий. Он считал, что такой менталитет был распространен, и я думаю, что фильм отразил его точку зрения.

«У него была очень проницательная теория о том, что в конце тысячелетия люди немного сходят с ума».

Карпентер: Было забавно, что Парк Юрского периода, который стал огромным хитом в прокате, вышел, когда [Сэм Нилл] был в Торонто, и он еще не понял этого. У меня была охрана наготове, чтобы проводить его за пределы площадки… Поэтому охрана должна была появиться, и его ждала машина снаружи терминала, но он так и не вошел, потому что он не знал, что Парк Юрского периода стал сенсацией, и он внезапно превратился в большую проблему. Он не мог понять, почему я там или почему его торопят через всю охрану… Вот такой он скромный парень. Мы собирались приступить к работе.

Как преданная поклонница, я считала, что процесс кастинга был для меня необычным. Видите ли, несколько десятилетий назад я снялась в фильме под названием «Она теперь в армии», изначально называвшемся «Взвод пуховки». До этого вышел «Рядовой Бенджамин», и четверо из нас — Мелани Гриффит, Джейми Ли Кертис, Кэтлин Куинлан и я — прошли базовую подготовку для фильма. Наш руководитель сценария Сэнди позже помогла Джейми Ли получить роль в «Хэллоуине», а мне — в «В пасти безумия».

Прошло несколько лет, и я только что родила своего второго ребенка. Мой врач посоветовал мне оставаться в горизонтальном положении в течение шести недель из-за послеродового восстановления. Как раз когда я обустраивался, зазвонил телефон с приглашением от Сэнди Кинг Карпентер встретиться с человеком по имени Джон у них дома.

После приятной беседы Джон поделился, что у него есть для меня предложение, и поскольку я в то время не мог стоять прямо, то никакого соревнования не было!

Места Безумия

В Торонто Карпентер впервые снимал «Безумие» после «Нечто», которое было его предыдущей работой за пределами США. Примечательно, что на тот момент New Line Cinema еще не снимала фильм с командой, состоящей из членов профсоюза. Однако это решение позволило снять фильм с помощью команды, состоящей из членов профсоюза.

Спикер (Карпентер): New Line Cinema раньше не снимала фильмов с профсоюзом, но мы были ярыми сторонниками профсоюзов. Чтобы обойти это, мы попытались убедить их, что они могут сэкономить деньги в Канаде. Однако они не понимали, что вся Канада охвачена профсоюзами. Поэтому они выступили со странными предложениями, такими как «снимать в Love Canal». Мне пришлось напомнить им, что я трижды боролся с раком, и единственное, по чему я не скучал, — это токсичные отходы. В конце концов, Джону пришлось заявить на большом собрании: «Мы действительно не собираемся снимать в Love Canal». У них были некоторые действительно абсурдные идеи, которые заставили нас подумать: «Нет, нет, мы не будем этого делать.

Работоспособным решением было предложить Канаду в качестве идеи, например, «Вот фантастический и экономически выгодный совет», что в конечном итоге позволило нам перевезти туда наши ключи и договориться с канадцами, а также города, в которых мы снимали, идеально напоминали предполагаемую обстановку этого вымышленного города. Следовательно, это оказалось полезным для фильма и соответствовало нашим требованиям к тому, как мы могли эффективно запечатлеть сцены.

Стрелковое безумие

Первоначально предполагаемая стоимость фильма составляла 15 миллионов долларов, но New Line Cinema постоянно сокращала расходы. В различных обсуждениях и интервью Карпентер приблизительно оценивал окончательный бюджет в диапазоне от 7 до 10 миллионов долларов, что является существенным уменьшением. Стоит отметить, что первоначальный финал фильма пришлось полностью переосмыслить.

Карпентер: Были разногласия с производственной группой, что не является чем-то необычным для фильма. У них были некоторые странные личности, и ни одна из сторон не доверяла другой полностью, что делало это похоже на классическую игру «Шпион против шпиона». Бюджет был нестабильным, когда мы приближались к съемкам. Он был установлен на одной цифре, только чтобы потом загадочным образом вычесть 2 миллиона долларов. Вы бы спросили «зачем?», но такова природа кинопроизводства. Мы адаптировались, скорректировали наш график съемок и знали, что что бы мы ни планировали, что-то пойдет не так, поэтому мы должны были быть готовы импровизировать.

Грег Никотеро: Я отчетливо помню подготовительный этап, когда мы проводили встречи в причудливом доме на Уиллис-авеню в Шерман-Окс. Там мы изучили многочисленные раскадровки для финального эпизода, изначально заканчивавшегося тем, что весь город поглощала книга. Это был довольно значимый момент. Что касается нас, то дизайн касался не только создания существа, но и других визуальных аспектов. Мы достигли этой заключительной сцены и поняли: «У нас недостаточно средств, чтобы это реализовать». ILM набросали всю последовательность, которая была сложной, грандиозной сценой действия. Именно во время встречи они объявили: «Да, мы пересмотрим концовку, поскольку не можем позволить себе ее реализовать». Я был ошеломлен и ответил: «О.

В их сотрудничестве Madness стал четвертым проектом, над которым Джон Карпентер и Гэри Б. Киббе работали в качестве оператора-постановщика, после сегментов Prince of Darkness, They Live и Body Bags. После Madness они продолжили совместную работу над следующими четырьмя фильмами Карпентера, кульминацией которых стал фильм Ghosts of Mars в 2001 году.

Плотник: По большей части со съемками все было довольно просто, и, к счастью, у нас был наш оператор Гэри Киббе, который сумел привлечь одного из своих помощников, когда мы не смогли достаточно быстро найти подходящего осветителя, — человека, который мог бы работать быстро и соответствовать нашим конкретным потребностям.

Никотеро: Джон чрезвычайно предан и склонен работать с одной и той же командой. У него был Гэри Киббе и многие из тех же людей, включая Робина Буша. Этот подход напоминает Фрэнка Дарабонта и Джорджа Ромеро: вы собираете свою команду, выступаете в качестве ее дирижера, и я считаю, что именно так Джон действует и действует до сих пор.

Кармен: Джон искусен в длительных, одиночных съемках [съемка сцен одним непрерывным кадром], захватывая все детали, необходимые для сцены, такие как персонажи, реквизит и движение. Два из его длительных дублей произвели на меня значительное впечатление… Первый был выход из офиса, спуск по лестнице, затем к лифту и в него, что имело сильную связь между Джоном Трентом и мной, Сэмом Нилом. Я начинала свою карьеру как танцовщица, и концепция выхода из офиса, снятия очков и мчащегося к лифту раньше него, блокируя дверь и произнося диалог, является чем-то, что я нахожу волнующим. Мне всегда нравились такие сцены, так что было действительно приятно выступать.

«У тебя есть свой отряд, и ты им дирижер, и я думаю, что Джон был таким же, как и сейчас».

Когда мы направлялись в Хоббс-Энд, недавно проехав через Крытый мост, мы ехали с камерой, закрепленной на моем зеркале заднего вида, что давало четкий обзор всех достопримечательностей Хоббс-Энда, которые в точности соответствовали тому, что я читал в гранках книги. В тот день произошло уникальное событие — мой новорожденный ребенок, примерно двух-трех месяцев, был на съемочной площадке, так как близкая подруга матери жены моего брата, у которой была грин-карта, смогла прилететь в Торонто и позаботиться о младенце для нас. Это был единственный день из последних четырех месяцев, когда ребенок присутствовал на съемочной площадке.

Изначально я должен был наблюдать за сценами, наполненными многочисленными трюками, и за людьми, выполняющими действия, которые должны были быстро попасть в кадр. Однако посреди всего этого мои глаза внезапно узнали что-то знакомое — это был мой ребенок! Я не смог сдержать удивленный вздох. К сожалению, это неожиданное зрелище прервало продолжающийся длинный план, полностью испортив его. Камера навела зум на мои глаза как раз в этот момент, и когда я на мгновение отвел взгляд, а затем снова вернулся, это испортило всю сцену. Соответственно, мне было запрещено когда-либо снова приводить ребенка на съемочную площадку.

Космическое искусство и визуальные эффекты

Над некоторыми визуальными эффектами фильма Карпентер сотрудничал с компанией ILM, с которой он уже работал во время съемок Memoirs. Для создания грима и практических эффектов Карпентер привлек команду KNB EFX Group, в которую входили Роберт Курцман, Грег Никотеро и Говард Бергер. Эта группа часто возвращалась к работе над различными проектами, за которые Карпентер брался позже.

Никотеро упомянул, что изначально они глубоко погрузились в разработку дизайна обложек всех книг, поскольку в их студии работала художница Шеннон Ши, которая работала над парой или даже несколькими из этих дизайнов обложек.

Карпентер: Команда художников определила диалог, который будет отображаться на экране, после чего они обратились к Джону с нашими требованиями. Некоторые части были написаны в сценарии, а другие были строками из книги, которую актер читал в мягкой обложке. Это также было верно для большой книги. Другими словами, где бы мы ни снимали, эти элементы учитывались и создавались соответствующим образом. Команда художников проделала превосходную работу, и в сочетании с монстрами Грега Никотеро, 18-футовой стеной монстров, преследовавших Трента, это создало фантастическую сцену.

«Мы хотели бы назвать это парадом монстров в честь Дня благодарения».

Никотеро описал свое творение как напоминающее чудовищную платформу для парада в День благодарения, но с четырьмя отдельными артистами-монстрами, ведущими путь, которые неуклонно маршируют вперед. Цель состояла в том, чтобы создать впечатление бурной волны, с существами, каскадом перекидывающимися друг через друга по мере ее продвижения. Они оценили концепцию, что по мере продвижения она будет щелкать зубами и извиваться щупальцами. После предварительного проектирования им пришлось тщательно препарировать каждый компонент…

Спереди появилась сваренная люлька, в которой артист мог удобно лежать на животе. Голова главного монстра управлялась с помощью кабелей, но исполнитель взаимодействовал с ней. Он управлял конечностями этого ведущего монстра, создавая впечатление, что существо тянет за собой все остальное. Помимо главного монстра, было еще три существа. Одно напоминало краба, характеризующегося панцирем на спине, и, нажимая кнопку, исполнитель мог заставить его руки двигаться вверх и вниз механически, благодаря поршням. Это похожее на краба существо продвигалось вперед с помощью вытягивания рук, и у него было две другие руки, которые также двигались независимо.

После первого появился еще один с отчетливо водной внешностью. Мы стремились к атмосфере, похожей на «Тень над Иннсмутом», поэтому он мог похвастаться длинным рыбоподобным лицом с двумя удлиненными руками, заканчивающимися щупальцами. Щупальцами управляли кукловоды, что позволяло артисту двигаться внутри существа, а также демонстрировать некоторые независимые движения… Наконец, был «Собака-фрикаделька», который оказался любимым монстром Джона. Этот набросок был невероятно диковинным, и Джону он очень понравился. Всякий раз, когда мы представляли ему все наброски, он всегда тяготел к этому, и его привязанность к нему остается неизменной и по сей день.

Плотник: Наше главное существо, Митбол Циклоп, все еще здесь. Он единственный выживший. Все остальные были переданы на какое-то мероприятие Бойскаутами Америки для их специального выпуска на Хэллоуин.

Начальная тема «Безумия»

Плотник фильма жаждал особой мелодии в саундтреке и вдохновлялся Metallica, к сожалению, недоступной. Вместо этого он объединился с соавтором Джимом Лэнгом, пригласив гитариста The Kinks Дэйва Дэвиса, чтобы вместе поучаствовать в написании вступительной темы.

Тогда Gold Mountain отказалась предоставить [Metallica] лицензионные права на фильмы, что сделало невозможным их показ. В результате Джон и Дэйв Дэвис творчески придумали вступительную последовательность.

Как преданный фанат, я примерно в то же время переехал в Лос-Анджелес, и мы занялись разными проектами. Внезапно Джон предложил идею: «Давайте попробуем». Теперь эта возможность появилась довольно быстро, и я думаю, что он уже начал некоторую подготовительную работу с Джимом Лейном, с кем-то, с кем он сотрудничал раньше, хотя я не встречался с ним лично. Следовательно, Джон, кажется, набросал партитуру для этого конкретного саундтрека, что оставило меня в некотором замешательстве, когда я размышлял: «О, боже, я даже не знаю, с чего начать!

«Не хотелось бы начинать с жуткой музыки».

Поначалу у меня были некоторые опасения из-за ограничений по времени на проекте, но иногда работая с The Kinks (Дэвис был их ведущим гитаристом) и выступая на живых концертах, я понял, что быстрота иногда может быть лучшим подходом. По сути, мы поболтали об истории, о том, что он ценит, и что я мог бы внести. Я предложил: «Давайте подключимся и попробуем», и это оказалось приятным опытом, полным сложных задач… и было удовольствием сотрудничать с ним.

Карпентер: Я считаю, что мы установили темп, в котором… музыка не намекала бы на что-то страшное. Вместо этого мы хотели, чтобы окружающая среда переходила тонко, когда Трент вовлекался в нее, не осознавая, что он вмешивается во что-то большее, чем страховое расследование, думая, что это просто мошенничество. Таким образом, мы стремились избегать любых элементов, которые могли бы намекать на опасность или надвигающиеся события.

Наследие безумия

Изначально «Безумие» вызвало неоднозначные отзывы критиков. Однако со временем фильм снова обрел признание не только зрителей, но и коллег-профессионалов.

В тот момент критики, казалось, были озадачены, говоря что-то вроде: «О чем это? Это кажется странным». Эти критики привыкли к более традиционным подходам, и эта работа бросила вызов этим нормам.

Карпентер: Действительно, это было довольно увлекательно. В то время они не раскрывали, что это было довольно модно в Европе, возможно, чтобы не платить нам гонорары. Кажется, это часто бывает; спустя годы вы обнаруживаете, что создали что-то классическое. Это все равно, что сказать: «Ну что ж, это мило», и приятно знать, что теперь это ценится по достоинству. Вы создаете искусство в первую очередь для того, чтобы донести свои мысли до других. Поэтому приятно, когда больше людей видят его и восхищаются им.

Дэвис: Я считаю, что эта его работа выделяется как одна из лучших, особенно в плане тематики. Кажется, она исследует новую территорию для Джона Карпентера, погружаясь в беспрецедентный стиль, который одновременно жуткий и леденящий душу. Примечательно, что она по-прежнему вызывает сильный резонанс сегодня.

«Я не думаю, что Джону суждено было стать режиссером фильмов ужасов».

Карпентер: Ужасы, похоже, развиваются на разных стадиях, и приятно наблюдать подъем ужасов, заставляющих задуматься. Интересно видеть, как такие создатели, как Джордан Пил, создают новаторские работы, и приятно замечать возвращение таких фильмов, как Князь тьмы и Уста безумия, которые побуждают к самоанализу. Мы никогда не станем сплаттерпанками; это просто абсурд.

Никотеро: Я не верю, что Джон был предназначен только для того, чтобы быть режиссером фильмов ужасов; вместо этого он стремился стать режиссером вообще… Люди склонны классифицировать вас, говоря: «Если ваш фильм успешен, это все, что вы можете сделать». Это то, в чем люди думают, что вы хороши. Однако Джон — разносторонний режиссер, черпающий вдохновение у Говарда Хоукса, Джона Форда и других подобных режиссеров, что выделяет его работы и придает им уникальный резонанс.

Я высоко ценю Джона Карпентера и Сэнди Кинга Карпентера, не только как личностей, но и как режиссеров. Их работа значительно изменила жанр фильмов ужасов.

Карпентер: Ужасы служат символическим средством выражения мыслей о мире, и если они допускают небольшое беспокойство людей во время этого процесса, это фантастика.

Я хотел бы выразить искреннюю признательность Грегу Никотеро за любезную передачу своих личных архивов, содержащих эксклюзивные изображения, которые ранее не были оцифрованы.

Смотрите также

2025-02-03 17:31