Спустя 4000 лет после того, как шерстистые мамонты вымерли, мы, возможно, наконец узнаем, почему

Как геймер с научным образованием, я нахожу эту историю просто захватывающей! Решительность и настойчивость ученых, занимающихся расшифровкой генома последнего мамонта Одинокого мальчика, поистине вдохновляют. Путешествие было не без проблем: от заражения людей до открытия лабораторных артефактов и даже теорий об исчезнувших близнецах.

В сфере научных открытий принято подчеркивать наши достижения и игнорировать далеко не идеальные эксперименты. Однако мы выбрали новый путь. Вот захватывающий рассказ о том, как многочисленные поколения ученых работали вместе, чтобы разгадать геном некогда одинокого мамонта, в просторечии известного как последний мамонт Земли или Одинокий мальчик.

Как поклонник доисторических животных, я не могу не быть очарован загадочным шерстистым мамонтом. Этот харизматичный зверь населял Землю во время последнего ледникового периода, примерно между 120 000 и 12 000 лет назад. Однако, несмотря на их обширное присутствие в ландшафтах северного полушария, причины их исчезновения остаются окутанными тайной.

Как любопытный геймер, изучающий последние научные открытия, я недавно наткнулся на интригующее исследование, опубликованное в известном журнале Cell. В этом исследовании мы с моей командой отправились в путешествие, чтобы изучить генетическую предрасположенность популяции мамонтов острова Врангеля к вымиранию. Несмотря на многочисленные спотыкания и неудачи, мы выстояли и, к нашему удивлению, обнаружили доказательства, опровергающие давнее убеждение, что эта уникальная популяция обречена на вымирание.

Как геймер, исследующий доисторический мир, я могу вам сказать, что около 10 000 лет назад мамонты оказались отрезанными от материка и застряли на острове Врангеля. Эта изоляция была результатом неумолимого повышения уровня моря. На протяжении тысячелетий эти мамонты существовали как небольшая изолированная популяция. Однако проживание в таком ограниченном количестве привело к серьезной проблеме: инбридингу.

Инбридинг может привести к многочисленным проблемам. Физические уродства, очевидные на портретах Карла II Испанского, последнего монарха Габсбургов, являются свидетельством этой проблемы, которая передавалась из поколения в поколение. Ученые давно задумались, были ли геномные процессы ответственны за вымирание мамонтов на острове Врангеля.

Мы собрали набор данных, состоящий из геномов 21 мамонта, охватывающий последние 50 000 лет истории их вида. Этот ресурс позволил нам изучить генетические последствия их длительной изоляции.

Среди всех особей в нашем наборе данных Lonely Boy выделялся как наиболее ценный для разгадки тайны того, почему мамонты вымерли. Тем не менее анализ его ДНК представлял собой серьезную проблему.

Приключения Одинокого мальчика

Нам потребовалось почти десятилетие и несколько испытаний, чтобы создать геном Lonely Boy. На начальном этапе выделения ДНК мы столкнулись с проблемой заражения человека. Чтобы решить эту проблему в нашей последующей попытке, мы использовали отбеливатель, чтобы удалить как можно больше примесей, прежде чем приступить к процессу секвенирования генома.

Несмотря на то, что этот метод является стандартной процедурой в области исследований древней ДНК, он несет в себе риск непреднамеренного повреждения части ДНК мамонта. Для нашего проекта этот неудачный результат привел к тому, что материала для создания первоклассной последовательности генома оказалось недостаточно.

В последней попытке мы объединили генетический материал из различных образцов ДНК, взятых у Lonely Boy. Тем не менее, полученные нами последовательности ДНК оказались разными, несмотря на то, что они были получены от одного и того же человека. Подстрекаемые интригой, мы выдвинули диковинные гипотезы, чтобы разобраться в этих неожиданных открытиях.

Как любопытный геймер, углубляющийся в тайны прошлого Lonely Boy, мы столкнулись с одной интригующей гипотезой — теорией «синдрома исчезающего близнеца». В некоторых необычных случаях развивающийся плод может поглотить генетический материал своего близнеца во время беременности у млекопитающих. Это может объяснить поразительное сходство и четкие различия, которые мы наблюдали в экстрактах ДНК.

Как геймер могу вам сказать, что окончательное объяснение оказалось менее захватывающим, чем ожидалось. Реальная проблема сводилась к тому, что мы потратили слишком много времени и энергии на этот конкретный образец. В результате мы столкнулись с некоторыми лабораторными артефактами – обычно незначительными – которые исказили генетический состав нашей выборки, что привело нас к необоснованным вариациям. Чтобы исправить это, мы разработали простой фильтр, специально предназначенный для устранения этих нежелательных артефактов.

Несмотря на принятие всех необходимых мер, Одинокий Мальчик оказался аномалией. В свете этого открытия мы решили провести новые тесты на датировку. С «Одиноким мальчиком» встречались много лет назад, и с тех пор технологические достижения значительно усовершенствовали наши методы знакомств.

Это открытие повергло нас в шок; оказалось, что возраст Lonely Boy был недооценен. Новые данные показывают, что ему было примерно 5500 лет, а не около 4000 лет, как считалось ранее. Это означает, что он попадает в средний диапазон мамонтов в нашем наборе данных, а не является последним известным существом на Земле.

Причины исчезновения

Основываясь на нашем геномном анализе и сравнении компьютерного моделирования, маловероятно, что популяция мамонтов на острове Врангеля вымерла только из-за инбридинга. Вместо этого сокращение популяции после их изоляции около 10 000 лет назад, вероятно, было резким, в результате чего только около восьми особей смогли размножаться.

Несмотря на неудачи, наши результаты показывают, что популяция восстановилась до уровня около 300 особей всего за 20 поколений. Это число оставалось стабильным на протяжении всего оставшегося существования мамонта, о чем свидетельствует минимальное изменение коэффициентов инбридинга в течение этого периода времени.

Будучи геймером, исследующим генетический ландшафт виртуального мира, я обнаружил кое-что интригующее о влиянии вредных мутаций. Вопреки тому, что мы изначально предполагали, не все вредные вариации были устранены из нашей популяции. Хотя наиболее вредные мутации постепенно были отсеяны посредством естественного отбора, умеренно вредные мутации сумели сохраниться и накапливаться с течением времени. Это означает, что первоначальный спад численности населения, который, казалось, быстро восстановился, оставил устойчивые генетические последствия.

Предвидеть точные последствия вредных мутаций у вымершего вида — сложная задача. Изучая сходство с признанными человеческими заболеваниями, можно предположить, что некоторые из наиболее разрушительных очищенных мутаций нарушили гены, необходимые для возникновения различных чувств, таких как слух и зрение.

Трудно поверить, что этот фактор стал единственной причиной вымирания мамонта. Согласно нашим выводам, их кончина должна была произойти быстро. В то время на острове не было людей, но катастрофическое событие, такое как эпидемия или экстремальная погода, могло привести к резкому исчезновению популяции мамонтов.

Как и в случае с научными исследованиями, ожидается, что дальнейшие исследования принесут новые открытия, возможно, включая открытие новых «Одиноких мальчиков» или «Одиноких девочек».

Нам потребовалось немало времени и усилий, полных неудач, чтобы наконец расшифровать закономерности инбридинга мамонтов. Однако в ходе этой работы наша команда получила ценную информацию. Мы разработали новый биоинформатический подход к борьбе с человеческим загрязнением образцов и идентифицировали новый тип лабораторных артефактов. Эти открытия потенциально могут дать ключевые ответы на вопрос, почему шерстистый мамонт встретил свою смерть.