Самая вопиющая историческая неточность в «Гладиаторе 2» перевернула бы фильм с ног на голову

Самая вопиющая историческая неточность в «Гладиаторе 2» перевернула бы фильм с ног на голову

Как опытный геймер и любитель истории, питающий слабость к римской истории, я не могу не чувствовать легкого веселья при просмотре «Гладиатора». Хотя фильм, безусловно, получился развлекательным, кажется, что Голливуд позволил себе слишком много вольности с изображением гладиаторов.


Фильм «Гладиатор» и его последующий фильм не уделяют особого внимания исторической достоверности. Например, император Марк Аврелий не планировал восстанавливать республику в том виде, в каком ее изображали. Гладиаторские игры действительно были жестоким зрелищем, но они не всегда заканчивались смертью. Более того, римляне обычно не создавали белоснежные статуи; вместо этого они раскрасили их в разные цвета.

Однако больше всего меня захватывает понимание искажения изображения римских гладиаторов и их физического представления в восприятии их сограждан, которые придерживались ценностей, укорененных в Римской республике.

В фильмах мускулистые руки Максимуса и Люция символизируют «силу и целостность», перекликаясь с лозунгом франшизы, когда эти персонажи сражаются с тираническими императорами за восстановление Римской республики, отстаивая ее первоначальные политические идеалы свободы и самоконтроля.

В своей книге «Витрувианский человек: Строящийся Рим» я объясняю, что гладиатор символизировал нечто совсем иное, чем многие могут подумать. В отличие от символа храбрых героев Римской республики, Марк Туллий Цицерон использовал образ гладиаторов, чтобы критиковать их преувеличенные мускулы как олицетворение безнравственной тирании.

Враги Республики?

В последние неспокойные десятилетия Римской республики карьера Цицерона складывалась на фоне значительных конституционных потрясений. Во многих своих выступлениях того времени он часто называл противников Республики «гладиаторами».

В 62 г. до н.э. произошло печально известное событие, известное как второй заговор Катилина, в котором Луций Сергий Катилина (также называемый Катилиной) организовал переворот после своей неудачной заявки на консульство в Риме. Должность консула, высшая должность в Риме, была аналогична должности президента США, за исключением того, что два консула служили одновременно, каждый из которых имел равную политическую власть в течение года.

Самая вопиющая историческая неточность в «Гладиаторе 2» перевернула бы фильм с ног на голову

Именно в тот год Цицерон, сам занимая должность консула, не стеснялся слов в своих речах. Его аргументы были сосредоточены на идее, что Катилина, хотя и родился в знатной семье, считался противником из-за его связей с злоумышленниками из гладиаторских школ.

Как считал Цицерон, те, кто действительно поддерживал римские ценности, часто участвовали в жарких дебатах в римском сенате. Однако Катилина, вопреки этому идеалу, оттачивал свою необычайную силу не для праведности, а для того, чтобы принести вред и бесчестие республике, ее строям и ее свободам. Он сделал это с помощью ножа, инструмента, который обычно ассоциируется с жестокими преступниками.

Примерно через два современных поколения, когда Римская республика сосредоточила исключительную политическую власть в руках троицы людей, Цицерон снова использовал образ гладиатора как зловещую метафору.

В этом случае он использовал его, чтобы обратиться к одному из трех влиятельных фигур, Марку Антонию, который стал врагом не только Римской республики, но и угрозой самим римским ценностям из-за его более позднего союза и романтических связей с Клеопатрой.

В своей второй пламенной речи, осуждающей Антония (одна из 14 таких речей), Цицерон подчеркнул грубое, гладиаторское телосложение Антония и его чрезмерную снисходительность. Эта расточительность считалась постыдной для римской общественности, что резко контрастировало с давней римской ценностью самоконтроля в политике.

Как геймер, я с моим крепким воинственным телосложением злоупотребляю вином во время грандиозного свадебного торжества Гиппии. На следующий день излишек алкоголя дал о себе знать, не оставив мне иного выбора, кроме как выплеснуть все это средь бела дня, чтобы вся римская толпа стала свидетелем этого.

Однако помимо простого понимания того, что многие гладиаторы были рабами и поэтому высший класс смотрел на них как на изгоев общества, существует еще одно объяснение частого использования этого символизма в римском политическом дискурсе.

Карикатура как персонаж

Для участия в римской политической культуре требовалось обучение риторике и ораторскому искусству.

В первом веке до нашей эры произошло значительное увеличение числа греческих учителей риторики, что повлияло на образование и всплеск создания учебников по риторике. Эти руководства не только содержат теоретические дискуссии о том, что представляет собой мощная речь, но также дают представление о римских культурных ценностях.

В первые дни политического пути Цицерона преобладали тексты, подобные анонимно написанной «Риторике Геренния». Эти сочинения изобилуют приемами неблагоприятного изображения оппонентов во время судебных разбирательств.

В духе учения Цицерона из его работы «О риторическом мозговом штурме» я лично считаю, что более чем приемлемо и даже распространено вникать в физические аспекты человека во время дебатов. Такая практика служит инструментом, позволяющим подчеркнуть их добродетельный или сомнительный характер в зале суда.

Красота может быть изображена в позитивном ключе, чтобы проиллюстрировать повышение моральных качеств клиента по своей природе, не разжигая высокомерия. Однако, если изображать ее негативно, ту же самую красоту можно было бы охарактеризовать как отражение эгоистичной снисходительности и тщеславных качеств, приписываемых противнику.

Двигаясь дальше, по мнению автора «Риторики Геренния», полезно подчеркнуть такие качества, как быстрота и сила, чтобы продемонстрировать «достойную подготовку и преданность делу» при разумном использовании. Однако, если кто-то стремится ослабить противника, оратор может упомянуть об этих качествах, предполагая, что это атрибуты, которыми любой гладиатор может претендовать благодаря чистой удаче.

Сила? Определенно.

Честь? Зависит от того, кого вы спрашиваете.

Смотрите также

2024-11-25 15:28