Почему мы не можем избавиться от величайшего злодея ужасов, «Матери Смерти»

Почему мы не можем избавиться от величайшего злодея ужасов, «Матери Смерти»

Как мать, я нахожу исследование образа Матери Смерти в современных фильмах ужасов одновременно пугающим и заставляющим задуматься. Пройдя через испытания и невзгоды материнства, я могу понять давление, которое может сделать матерей «чудовищными», как это ярко показано в этих фильмах.


Фильмы ужасов вовлекают нас в мир, где обнажаются наши самые глубокие тревоги. Они освещают темные уголки человеческой психики, которые мы часто предпочитаем игнорировать.

Оказывается, среди вещей, которые могут вызвать наибольшее беспокойство, мы говорим не только о зомби, инопланетянах или сверхъестественных существах, но и о тех, кто более привычен — о наших собственных матерях, когда они действуют негативно.

Мать Смерти

Психолог Карл Юнг посвятил большую часть своей карьеры изучению снов, мифов, народных сказок и духовных символов различных культур с целью превратить их в то, что он назвал «универсальным подсознанием». По его словам, ядром этого универсального подсознания была группа фундаментальных символов или типов персонажей, таких как патриарх, искатель приключений и интриг, которые глубоко резонируют с нашим общим человеческим опытом.

Из всех этих архетипов Юнг считал один наиболее значимым: мать.

Мать символизирует происхождение нашего существа; наше существование неразрывно связано с ее существованием. Латинское слово «матерь», обозначающее мать, является корнем слова «материя» – фундаментальной субстанции нашего физического мира.

Иногда она воплощает роль «Заботливого матриарха», предлагающего пропитание и заботу. Тем не менее, как и у любой другой символической фигуры, у нее есть и более темный аспект — «Жестокая Мать», отмеченная ее ледяным поведением и потенциалом причинения вреда.

Почему мы не можем избавиться от величайшего злодея ужасов, «Матери Смерти»

Развивая теории Юнга, психоаналитик Мэрион Вудман предложила концепцию «Матери Смерти». В отличие от Ужасающей Матери, которая нападает на умственную силу ребенка и подрывает его уверенность в себе, Мать Смерти представляет угрозу физическому существу и даже жизни своего потомства.

Фигура «Матери-Смерти» вызывает глубокую тревогу, как отмечает юнгианский ученый Даниэла Сифф, потому что она бросает вызов тревожному представлению: то, что матери естественным образом любят и воспитывают каждого ребенка, которого они рожают, является скорее иллюзией, чем реальностью. Эта концепция часто проникает в самые темные уголки нашего коллективного подсознания, и фильмы ужасов предлагают одну из редких платформ, где можно снять это глубокое табу.

В качестве киноаналитика я наблюдал растущее число фигур Матери Смерти в современных фильмах ужасов. Я думаю, что этот персонаж, подобно Вудману и Сиффу, воплощает один из самых глубоких страхов, скрывающихся в нашем коллективном бессознательном. Более того, я предполагаю, что изучение ее происхождения может оказаться поучительным – она может не только показать себя менее устрашающей, но и открыть возможности для трансформации, проливая свет на свое существование.

Тень матери

Фильм 2018 года «Наследие» начинается с похорон волевой матери Энни, Эллен, которая была главой сатанинского культа. Чтобы вызвать Пеймона, демона, которого она обожала, Эллен потребовался мужской сосуд, который она попыталась получить через своего сына. Эта попытка в конечном итоге привела к его самоубийству, кончине ее мужа и ухудшению психического здоровья Энни.

Короче говоря, Энни – талантливая создательница кукольных домиков и миниатюр – стремится стать исключительной мамой для своих двоих детей. Однако она часто борется под тяжелым влиянием наследия своей матери. Семейная резиденция кажется зловещей и огромной, заставляя каждого члена семьи чувствовать себя одиноким в своем личном уголке.

Почему мы не можем избавиться от величайшего злодея ужасов, «Матери Смерти»

Горе среди них усиливается, когда сын Энни, Питер, непреднамеренно лишает жизни свою сестру Чарли. По мере того, как в семье разворачиваются новые ужасы, Энни обнаруживает, что воссоздает травмирующие инциденты в миниатюрной модели их собственного дома, подчеркивая свое растущее стремление создавать и управлять своей версией реальности.

Энни поняла, что просто держать под контролем свое внутреннее смятение недостаточно; одна ошибка может иметь разрушительные последствия. В состоянии лунатизма Энни вспомнила, как проснулась, облитая жидкостью для зажигалок, всего в нескольких шагах от того, чтобы поджечь себя и своих детей.

Самое глубокое ощущение надвигающейся гибели в фильме возникает из-за отсутствия сильной материнской связи, которая противоречит фундаментальным социальным нормам. Хотя некоторые страхи носят сверхъестественный характер, к концу они усиливаются. Изначально террор коренится в нарушенных материнских связях. Энни признается своему сыну Питеру, что пыталась прервать беременность от него. Когда родилась ее дочь Чарли, мать Энни кормила младенца, передав ей дух демона и в конечном итоге приведя к ее кончине.

Хотя Энни пытается причинить вред своим детям, ее любовь к ним сохраняется до тех пор, пока в конечном итоге не угаснет, что создает одни из самых тревожных моментов фильма.

Воспитание мести

Проще говоря, фильм 2022 года «Вылупление» — это финская смесь ужасов и сказки, в которой рассказывается о трагических последствиях, когда мать слишком строго придерживается ожиданий общества, что в конечном итоге приводит к пагубным последствиям для ее ребенка. То, что должно было быть материнской любовью, неосознанно превращается в стремление к власти.

Фильм в первую очередь вращается вокруг Тинджи, 12-летней девочки, живущей в строго регулируемой среде, созданной ее матерью, которая вынуждена изображать предполагаемую безупречность своей семьи в своем видеоблоге. Когда-то талантливая фигуристка, чьи мечты были разбиты из-за травмы, мать становится слишком сосредоточенной на гимнастической карьере Тинджи, изолируя ее от друзей и настаивая на вечном совершенстве.

Для начала в сверкающее окно гостиной влетает птица, разбивая стекло. Тинджа пытается вылечить раненую птицу, но ее мать жестоко ломает ей шею и приказывает Тиндже закопать ее. В момент смешанных чувств ребенок бьет птицу, утверждая, что это облегчает ее боль.

Почему мы не можем избавиться от величайшего злодея ужасов, «Матери Смерти»

Позже она находит яйцо в гнезде и решает отнести его в свою комнату для инкубации. Когда она нежно заботится о яйце, из него вылупляется чудовищное существо по имени Алли, у которого возникает странная связь с Тинджей, считая ее своей матерью. Со временем, пока Тинджа продолжает заботиться о птенце, Алли начинает проявлять черты, отражающие самые темные порывы Тинджи, и в конечном итоге это угрожает полностью поглотить Тинью.

Концепция «Вылупления» отражает основную суть образа Матери Смерти: она показывает, как воспитание и забота могут трансформироваться в агрессию и возмездие. По мнению Вудмана, Мать Смерти заставляет своего ребенка реализовать свои нереализованные стремления, при этом индивидуальность ребенка стирается. Перегруженный этим бременем, ребенок экстернализует эти подавленные чувства на других, в том числе на своих родственников – отражение эмоций, которые он должен скрывать от бдительного взгляда матери.

«Будь моим ребенком»

Поначалу материнство кажется довольно далеким от сеттинга «Варвара», фильма 2022 года, действие которого происходит на фоне упадка городского пейзажа Детройта. Действие повествования происходит в уединенном жилом доме, который купила группа белых финансистов, которые позже превратили его в сдаваемую в аренду недвижимость на Airbnb.

Тесс, в юности подающий надежды режиссер, оказывается, что живет вместе с другим арендатором из-за промаха в расписании. Однако в конечном итоге она попадает в ловушку — пока он поглощается — чудовищной женщиной без одежды и с обнаженной грудью, скрывающейся в подвале.

Через некоторое время на место происшествия прибывает один из владельцев дома, Эй Джей (известный своей актерской карьерой в Голливуде). Столкнувшись с обвинениями в сексуальных домогательствах, которые привели к его внесению в черный список киноиндустрии, он и Тесс вступают в борьбу с «Матерью», существом, которое теперь намерено заботиться о них.

Со временем выясняется, что дом, где живет Тесс, ранее принадлежал печально известному серийному убийце и насильнику. У этого человека была ужасающая практика похищения женщин, отцовства их детей и продолжения этого цикла со своим потомством. Полиция в основном покинула этот район из-за бегства белых, оставив позади подвального демона — единственного выжившего.

После побега Тесс уходит вдаль под мелодию Ронеттов «Be My Baby».

Почему мы не можем избавиться от величайшего злодея ужасов, «Матери Смерти»

В этой обители страха мы находим пересекающиеся тени патриархального насилия, женоненавистничества, экономической эксплуатации и перемещения населения из городов. В его глубинах обитает дикая сущность, Мать Смерти, но она не является главным страхом. Ее недоброжелательность проистекает из поколений жестокого обращения с женщинами, где материнство одновременно навязывалось и подавлялось.

Клапан давления

Актрисы Тони Коллетт («Наследственность») и София Хейккиля («Вылупление») выразили положительное мнение о развитии своих персонажей, что, в свою очередь, проливает свет на проблемы, которые могут превратить матерей в нечто вроде монстров.

В своих наблюдениях Коллетт отмечала, что развитие сочувствия к ее героине, крошечному скульптору Энни, послужило полезным упражнением, позволившим ей глубже углубиться в самопонимание. Тем временем Хейккиля определила в себе черты дотошной матери-блогера и сочла это уместным предостережением.

Их идеи показывают, что элементы Матери Смерти более распространены, чем мы хотим признать, относя ее в подвал нашей коллективной психики. Ужас может помочь нам противостоять этим теням, что потенциально может привести к катарсису.

Смотрите также

2024-11-25 01:28