Обзор «Гладиатора 2»: жестокий сиквел Ридли Скотта более чем оправдывает свое существование

Обзор «Гладиатора 2»: жестокий сиквел Ридли Скотта более чем оправдывает свое существование

Как опытный кинокритик с более чем тридцатилетним опытом работы за плечами, я должен сказать, что «Гладиатор 2» вызвал у меня одновременно благоговение и ярость – мощный коктейль эмоций, нечасто встречающийся в современном кинематографе. Безудержная ярость фильма против систем угнетения глубоко перекликается с моим собственным жизненным опытом, поскольку я на протяжении всей своей карьеры был свидетелем взлета и падения империй, метафорических и буквальных.


«Этот город болен».

Отсылка к оригинальному фильму «Гладиатор» 2000 года, в котором Пол Мескаль играет Люциуса, случайно показан по его возвращению в Рим в цепях, что отражает сцену порабощения Максимуса (Рассел Кроу) в фильме. Хотя «Гладиатор 2» еще не является прямым продолжением, его диалоги служат контрастом между двумя фильмами и объясняют, почему Ридли Скотт, возможно, вернется к этой истории. Новый фильм кажется более мрачным, более жестоким и соответствует нынешним неспокойным временам. Первоначально выпущенный в относительно мирном конце 90-х при Клинтоне, «Гладиатор» предшествовал таким значительным глобальным конфликтам, как 11 сентября и продолжающимся войнам. В сегодняшнем мире, наполненном потенциальными диктаторами и правыми лидерами на всех континентах, от Венгрии до Китая, Индии и США, злодей Коммод (Хоакин Феникс) чувствует себя более актуальным, чем когда-либо. В результате сериал не может развиваться, поскольку реальная борьба Коммода отражается в нашем нынешнем политическом климате.

Обзор «Гладиатора 2»: жестокий сиквел Ридли Скотта более чем оправдывает свое существование

В продолжении саги о «Гладиаторе» прошло примерно два десятилетия после событий первого фильма. Я, Люциус — сын Лусиллы (Конни Нильсен) и тайный житель Северной Африки вместе со своей женой Аришат (Юваль Гонен) — оказываюсь в знакомой затруднительной ситуации. В детстве я был всего лишь второстепенным персонажем, которому суждено было добиться большего в качестве потенциального наследника римского престола. Теперь я превратился в солдата, защищающего нашу землю от римского вторжения с моря под предводительством безжалостного генерала Маркуса Акакия (Педро Паскаль).

Начальная сцена битвы, хотя и впечатляет по масштабу, кажется спешкой, но, возможно, эта спешка к лучшему. Gladiator II требуется добрых полчаса, чтобы изменения вступили в свои права, и процесс, посредством которого это происходит, интригует. Как только его герои приезжают в Рим и Люций высказывает свое вышеупомянутое мнение о том, что когда-то было его домом, фильм радикально трансформируется в рамках, казалось бы, предопределенного пути, проложенного его предшественником. Несмотря на жертву Максимуса, после поражения Коммода ситуация ухудшилась. Рим теперь находится под властью коррумпированных и гедонистических братьев и сестер Геты (Джозеф Куинн) и Каракаллы (Фред Хечингер), пары, которые оказываются одинаково глупыми и опасными. Если Наполеон Скотта рассказывал о бессилии деспотов, подобных Трампу, то Гладиатор II рассказывает о вполне реальной угрозе, которую они представляют, несмотря на свою некомпетентность.

В этом фильме камера Джона Мэтисона снова переносит нас в роскошные городские интерьеры, украшенные золотом, что является свидетельством колониальных завоеваний Рима. Под поверхностью сохраняется сенаторское восстание, во главе которого стоит Гракх Дерека Якоби, как и в оригинальном фильме, что усиливает разочарование, которое окутывает Люциуса и все повествование. Похоже, что восстание застряло в непрерывном цикле, подобно беговой дорожке.

Обзор «Гладиатора 2»: жестокий сиквел Ридли Скотта более чем оправдывает свое существование

Мрачная перспектива подчеркивается страстным изображением Мескаля, которое Мэтисон освещает одновременно огнем и тьмой (на этот раз он также создает значительно более мрачное и зловещее изображение загробной жизни). Люциус — персонаж, полный гнева, большая часть которого направлена ​​на институты, которые способствуют столь жестоким завоеваниям и обширному порабощению. В отличие от Максимуса, который верил, что Рим можно реформировать (и эту веру уважаемый полководец поддерживал даже в свои последние минуты), Люций решил покинуть свое королевство. Этот философский раскол еще больше усиливается открытием того, что Максимус является отцом Люциуса, на этот факт тонко намекают в Гладиаторе, хотя до сих пор он не раскрывался явно.

Люциус, которому категорически не нравятся политические идеалы, символизируемые его отцом, постепенно втягивается в истории о доблести Максимуса, которыми с ним делятся его товарищи-гладиаторы. Этот молодой принц, возможно, оправданный в своих действиях, желает разрушить все, что связано с наследием его семьи, и оставить его позади, жаждя мести. Ситуация становится более сложной, поскольку отчужденная мать Люциуса Луцилла, представительница римской знати, участвует в тайном восстании, организованном вместе со своим мужем Марком, человеком, которого Люций клянется убить.

Обзор «Гладиатора 2»: жестокий сиквел Ридли Скотта более чем оправдывает свое существование

Эмоциональная интенсивность фильма возрастает, когда раскрываются все детали, выталкивая чистый гнев в стратегические затруднения относительно оптимального курса действий – затруднительное положение, поразительно распространенное после последних президентских выборов. Можно ли спасти Рим, сменив власть имущих? Или было бы разумнее уничтожить его полностью? Хотя решения фильма могут показаться простыми и моралистическими, они окутаны острым гневом по отношению к богатству и власти, который со временем становится все более безжалостным. Трудно не поддаться такому повествованию, независимо от политических взглядов.

В разгар своего стремления к мести Луций, грозный гладиатор, объединяется с Макрином — проницательным работорговцем и торговцем оружием, который когда-то был таким же рабом, который поднялся по служебной лестнице римской власти. Дензел Вашингтон оживляет экран своим красноречивым изображением шекспировских диалогов и своей двуличной личностью, легко переходя от хитрых хмурых взглядов к озорным улыбкам, в зависимости от аудитории. Это захватывающая демонстрация уверенности в себе актера на вершине своего таланта, который создает персонажа настолько коварно и интригующе, что от него невозможно отвернуться.

Точно так же, как правители, которых изображают Куинн и Хечингер, очаровывают своей женственной и тиранической натурой, дуэт, который кажется не в себе, но чьи ошибки и ярость представляют угрозу из-за их восприимчивости к манипуляциям. Они символизируют империю, находящуюся на последнем издыхании, настолько поглощенную расширением, что не замечает надвигающейся гибели, и настолько деградирующую, что упускает из виду признаки предстоящего популистского восстания – праведного или нет. Вопрос о том, кто возьмет на себя ответственность (и как и почему) так же важен для «Гладиатора 2», как и определение того, будет ли Люциус добиваться реального возмездия — две темы, которые в конечном итоге сталкиваются.

Обзор «Гладиатора 2»: жестокий сиквел Ридли Скотта более чем оправдывает свое существование

Несмотря на запутанные провода, фильм сохраняет поразительную ясность своей ярости. Например, его последовательности действий безжалостны и волнующи, независимо от того, участвуют ли Люциус и его товарищи-гладиаторы в жестоком бою против генетически измененных обезьян (фильм далек от исторической достоверности) или путешествуют по затопленному Колизею (наводнение является реальным, но акулы — нет). ). Режиссер Ридли Скотт вместе со сценаристом Дэвидом Скарпа с безудержным энтузиазмом придумывают новые задачи, в результате чего создается резкое, кровавое напряжение, которое Скотт передает с пугающей близостью.

На протяжении всей сюжетной линии сильный антагонизм Люциуса (и фильма) по отношению к репрессивным системам остается центральной и мощной темой. Несмотря на то, что фильм в конечном итоге уступает типичным, слишком сладким голливудским стереотипам, он сопротивляется легкому переходу к утопическим идеалам. Вместо этого он заставляет своих персонажей бороться с трудностями, прежде чем вознаградить их оптимистическим мировоззрением, которое предполагалось в оригинальной истории, создавая катарсис, который находит более глубокий отклик в 2024 году — времени, когда преобладает стремление к демонтажу имперских правительств и их лидеров.

Смотрите также

2024-11-11 17:59