«НОВЫЙ КОШМАР УЭС КРЕЙВЕНА» — самый влиятельный мета-фильм ужасов всех времён

«НОВЫЙ КОШМАР УЭС КРЕЙВЕНА» — самый влиятельный мета-фильм ужасов всех времён

Как человек, выросший в 90-е, я хорошо помню влияние «Нового кошмара» Уэса Крэйвена на нас, детей. Это было похоже на тайное рукопожатие среди друзей, намек на темную сторону нашей коллективной психики. Мы знали, что Фредди Крюгер был не просто игрушкой или шуткой, он был зверем, который мог преследовать наши мечты.


2024 год имеет большое значение для Фредди Крюгера: он отмечает не только 40-летие «Кошмара на улице Вязов», но и 30-летие «Нового кошмара Уэса Крэйвена», седьмой части серии «Кошмар на улице Вязов». В отличие от большинства сиквелов давних франшиз, «Новый кошмар» выделяется своим новаторским подходом. Когда он был выпущен, он был беспрецедентным среди фильмов ужасов, раздвигая границы своими метаэлементами в то время, когда концепция «меты» не была широко известна и не ценилась. По сей день ни одному другому сериалу не удалось повторить новаторские достижения «Нового кошмара».

В «Новом кошмаре» режиссер Уэс Крэйвен по-настоящему возвращается к сериалу, который он начал с оригинала 1984 года (хотя перед уходом он внес свой вклад в ранние наброски третьего фильма «Кошмар на улице Вязов: Воины снов»). В отличие от традиционных сиквелов, этот фильм уникален, поскольку в нем Роберт Инглунд и Хизер Лангенкамп повторяют свои роли Фредди Крюгера и Нэнси Томпсон соответственно, изображая себя реальными актерами из Лос-Анджелеса. Сюжет вращается вокруг древней злобной силы, которая в нашем мире принимает форму вымышленного персонажа Фредди.

Без сомнения, New Nightmare стал весьма впечатляющим и смелым дополнением к серии. Несмотря на впечатляющие отзывы критиков, фильм, к сожалению, не имел кассовых сборов. Этот сиквел ужасов отстает от беспрецедентного дебюта Криминального чтива, а также второй недели сотрудничества блокбастера Сильвестра Сталлоне и Шэрон Стоун в Специалисте.

В наши дни разговоров о «Новом кошмаре» стало значительно больше, чем о «Специалисте», и это не без оснований. «Новому кошмару», похоже, не повезло со временем из-за даты выхода и общей усталости от франшизы «Улица Вязов», которая ранее выпустила несколько менее звездных фильмов, таких как «Мертвый Фредди». Тем не менее «Новый кошмар» оказался смелым и умным фильмом. Необычным ходом Уэсу Крэйвену удалось отразить фильмы о Фредди и их известность так, как мало кто ожидал до их выхода.

Новый кошмар — глубокий мета-фильм ужасов, но он не первый

Фильмы ужасов часто содержат повторяющиеся элементы и отличительные стили, что привело к значительному самоанализу внутри жанра. Следовательно, такие фильмы, как «Новый кошмар», не являются первыми примерами метахоррора. Например, через 15 лет после появления универсальных монстров в немом кино в фильме 1931 года «Дракула», франшиза применила более юмористический подход в фильме 1946 года «Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна». Этот фильм предложил более игривый взгляд на некоторых из их самых популярных и, как правило, пугающих персонажей.

Что еще более драматично, фильм 1960-х годов «Подглядывающий Том» сначала подвергся критике, но позже был оценен по достоинству. Этот фильм, кажется, опережает свое время благодаря проницательному изображению убийцы, который снимает свои преступления на видео в вуайеристских целях. Перспектива убийцы, запечатленная в кадрах, создает неприятные впечатления от просмотра. Однако это также поднимает вопросы об увлечении наблюдать за смертью людей на экране.

В 1981 году появился «Студенческие тела», остроумная пародия, появившаяся в разгар феномена фильмов-слэшеров, вызванного «Хэллоуином» и «Пятницей, 13-е». В фильме рассказывается о девственной выпускнице средней школы, которая расследует тайну убийства, с такими элементами, как экранный список трупов. Это изображение кажется более вульгарным и неотшлифованным предшественником того, как «Крик» Уэса Крэйвена позже деконструирует и игриво исследует стереотипы и условности слэшеров.

Чем New Nightmare выделяется из толпы мета

Ранее реализованные проекты не углублялись так глубоко в сюжет одной серии, как это сделал Новый кошмар. В отличие от других режиссеров, которые могли бы продолжить драматическую франшизу комедией или исследовать повторяющиеся жанровые темы, Крэйвен решил сосредоточиться на уникальной истории и трансформации сериала «Кошмар на улице Вязов». Сегодняшняя аудитория привыкла к таким фильмам, как «Дэдпул» и «Росомаха», в которых присутствует метаюмор о кинематографической вселенной Marvel или личной жизни актеров. Однако решение Крэйвена вновь представить Фредди Крюгера в фильме, который бросил вызов общепринятым ожиданиям и стирал грань между реальностью кино и нашей собственной, было совершенно беспрецедентным.

Проще говоря, «Новый кошмар» представляет собой комментарий Уэса Крейвена о том, как сериал о Фредди Крюгере, включающий в себя и те, что он не создавал, превратился во что-то знакомое и, казалось бы, безобидное. Однако такое знакомство потенциально может быть опасным. В фильме участвует Хизер, персонаж, которого играет Марсия Лангенкамп, которая одновременно общается с фанатами и пытается справиться со своей ролью иконы ужасов. На протяжении всего фильма присутствие Фредди Крюгера повсеместно, он проявляется в различных формах, таких как член аудитории ток-шоу, косплей и даже появляется вместе с Робертом Инглундом в его гриме Фредди. Также есть сцена, где Фредди повторяет строки из сиквелов. Когда сын Хизер начинает вести себя странно, врач подозревает, что просмотр фильма «Кошмар» может оказать на него негативное влияние. По сути, этот фильм исследует влияние этих фильмов ужасов как на персонажей, так и на зрителей.

В очень забавный момент Хизер сердито отвечает доктору: «Каждый ребенок знает, кто такой Фредди! Он как Санта-Клаус или Кинг-Конг». И действительно, Фредди был важной фигурой в поп-культуре того времени. В Новом кошмаре у Крэйвена явно есть свои проблемы, связанные с тем, куда пошёл сериал после его первого фильма. Фредди стал гораздо более комедийным, менее устрашающим персонажем и источником тонны товаров. (За кадром Крэйвен чувствовал, что New Line Cinema поступила с ним неправильно в финансовом отношении. Эта ситуация разрешилась до его возвращения в Новый кошмар). 

В потенциально неловкой ситуации, если с ней плохо справится кто-то другой, Крэйвен умело объясняет аудитории текущее состояние Хизер. Он тонко намекает на прошлое Фредди Крюгера, когда обсуждает, как некоторые сказки могут поймать в ловушку древнее злобное существо и заключить его в тюрьму. Ясно, что, говоря, что повествование становится слишком знакомым или теряет свое влияние, это способ сломать это ограничение и освободить это зло.

По сюжету персонажа, созданного Уэсом Крэйвеном, мучают ужасающие сны, сцены, которые он записывает в сценарий, которые жутко отражают испытания Хизер. В конце концов, Хизер отправляется в подземный ад, чтобы сразиться с этим проявлением Фредди и победить его. По возвращении в реальность она несет с собой сценарий, написанный Уэсом. Фильм, который мы смотрим, служит инструментом, который помогает снова сдержать зло, демонстрируя силу хорошо снятого фильма ужасов.

Влияние нового «Кошмара» на хоррор и не только

«НОВЫЙ КОШМАР УЭС КРЕЙВЕНА» — самый влиятельный мета-фильм ужасов всех времён

В 2024 году некоторые зрители могут закатить глаза на саморефлексивный и интроспективный характер фильма Новый кошмар. Скорее всего, это связано с тем, что мета-рассказывание историй стало популярным методом, благодаря которому он кажется несколько знакомым. Тем не менее, когда он дебютировал в 1994 году, это было революционно и новаторски. Я помню, как зрители ахали, наблюдая за переходом от речи Крейвена к Хизер, а затем к экрану его компьютера, обнаруживая, что он в режиме реального времени печатал их разговор прямо в своем сценарии. .

Мы подошли к моменту, когда подход New Nightmare оказался краткосрочным для любителей ужасов. Иногда фанаты Крика предлагают, чтобы новый сиквел был «Нарисуйте Новый кошмар», и чтобы старые актеры играли самих себя, а не своих персонажей. И в одном из многих, многих сценариев Фредди против Джейсона, проходящих через ад разработки, также использовался аналогичный подход с Джейсоном Вурхисом. Это сделало его настоящим убийцей, по мотивам которого был снят популярный сериал. Но сделать что-то подобное с другой большой хоррор-франшизой было бы трудно повторить, не чувствуя себя бледной имитацией, учитывая то, чего добился Крэйвен. (Нет, утверждение Семени Чаки, что убийства Чаки в конечном итоге приводят к тому, что о нем снимают фильм во вселенной фильма, — это не одно и то же. Это совсем другой взгляд на голливудскую самопародию.)  

Через два года после коммерческого провала «Нового кошмара» Крэйвен добился огромного успеха, выпустив в 1996 году «Крик». Этот фильм, представлявший собой деконструкцию слэшеров, имел комедийный оттенок и исследовал жанр в целом, а не сосредотачивался только на одном сериале. Размышляя над этим, «Новый кошмар» выглядит как важный мост между работой Крэйвена над оригинальным «Кошмаром на улице Вязов» и «Криком». Тем не менее, это также отдельный фильм, который уникальным образом пересматривает культового киномонстра так, как никто не ожидал, и служит напоминанием о фундаментальной важности сценария.

Смотрите также

2024-10-14 17:03