Может ли Starliner Boeing действительно конкурировать с Crew Dragon от SpaceX?

Может ли Starliner Boeing действительно конкурировать с Crew Dragon от SpaceX?

Может ли Starliner Boeing действительно конкурировать с Crew Dragon от SpaceX?

Программа «Спейс шаттл», полеты которой начались в 1981 году, стала значительным достижением в космических путешествиях благодаря своей многоразовой конструкции, направленной на снижение затрат. Однако, по словам Дженнифер Левассер, куратора музея космических челноков в Смитсоновском национальном музее авиации и космонавтики, каждая миссия обошлась в среднем в 1,6 миллиарда долларов в сегодняшних условиях. Такая высокая стоимость отчасти объяснялась значительным временем и ресурсами, необходимыми для «оживления» Шаттла после каждой миссии.


НАСА ищет новый надежный космический корабль для обеспечения Международной космической станции (МКС) необходимыми материалами, экспериментами и персоналом после вывода из эксплуатации космического корабля «Шаттл» в 2011 году. Эта миссия стала важным, хотя и постепенным, приоритетом для НАСА. В мае 2023 года НАСА ожидает дебютного запуска экипажа астронавтов Boeing Starliner. Ожидается, что Бутч Уилмор и Суни Уильямс, опытные астронавты космического корабля «Шаттл» и российского «Союза», отправятся в это путешествие на борту Starliner во время его первого пилотируемого полета. Однако Starliner столкнулся с рядом неудач из-за постоянной проблемы с одним из клапанов ракеты, а в последнее время — из-за утечки гелия. Пересмотренная дата запуска теперь назначена на 21 мая.

Как геймер, я бы сказал это так: «Я видел, как Starliner и Crew Dragon компании SpaceX вместе отправлялись в исследование космоса. Оба являются частными творениями, продолжающими работу там, где остановился космический челнок НАСА. рабочая лошадка, изменила наш мир, сделав низкую околоземную орбиту нашим новым рубежом».

Как преданный знаток истории освоения космоса, я не могу не признать непоколебимую приверженность космического корабля «Шаттл» НАСА в строительстве Международной космической станции (МКС). Эта орбитальная обитель, где астронавты живут и проводят свои новаторские исследования на невероятной скорости 17 500 миль в час, не предлагает никакой внешней поддержки для жизни. Следовательно, поддержание МКС в отличном состоянии и при этом сохранение ее обитаемой является критически важным приоритетом. Обеспечение регулярного доступа к материалам и персоналу имеет важное значение для дальнейшего успеха.

Может ли Starliner Boeing действительно конкурировать с Crew Dragon от SpaceX?

После вывода из эксплуатации «Шаттла» в 2011 году НАСА искало альтернативные решения для космических путешествий в рамках партнерства с SpaceX и Boeing. Этот подход, называемый «несходной избыточностью», гарантирует, что у НАСА будет несколько вариантов доступа в космос, не будучи чрезмерно зависимыми от одной компании или ракеты. Различия между этими новыми партнерами и вышедшим из эксплуатации космическими шаттлами дают проясняющую перспективу наших будущих средств отправки людей и грузов на орбиту.

Как часто Starliner и Crew Dragon будут отправляться в космос?

С мая 2020 года Crew Dragon компании SpaceX совершает два полета в год с астронавтами на борту. Как указано на веб-сайте Boeing, Starliner стремится к «шестимесячному интервалу» между полетами после того, как он вступит в эксплуатацию.

В 2014 году НАСА заключило контракты с Boeing и SpaceX на создание услуг для полетов на низкую околоземную орбиту и обратно. Однако на данный момент в полет поднялся только Crew Dragon от SpaceX, который дебютировал в беспилотной форме во время Demo-1 в начале 2019 года. Boeing Starliner потерпел неудачу, когда не смог состыковаться с Международной космической станцией (МКС) во время первой беспилотной демонстрации «Орбитальные летные испытания» в конце 2019 года.

По словам Дженнифер Левассер, куратора Смитсоновского национального музея авиации и космонавтики, когда дело дошло до количества полетов в год, рекорд космического корабля «Шаттл» составил восемь, но это далеко не соответствовало запланированной цели — 26 полетов в год. Это была первая попытка НАСА создать многоразовый космический корабль — инновация, призванная сократить расходы. Однако, как ни странно, в итоге это стоило дороже. Причина? Детали, не предназначенные для повторного использования, заняли большую часть бюджета. Более того, после каждой миссии «Шаттлу» требовался капитальный ремонт, что добавляло к каждому полету еще больше времени и денег.

Может ли Starliner Boeing действительно конкурировать с Crew Dragon от SpaceX?

Сколько стоил каждый из их рейсов?

Как энтузиаст космоса, я обнаружил, что определение стоимости одного полета может быть весьма интригующим, но сложным. Один из способов приблизить эту цифру — разделить общие расходы программы на количество проведенных по ней запусков. Применяя этот подход, Левассер разъяснил Инверсу, что, по современным меркам, каждый запуск космического корабля обойдется примерно в ошеломляющие 1,6 миллиарда долларов.

После того, как трагедия в Колумбии в 2003 году ослабила общественный энтузиазм по поводу космической программы, оправдание высоких затрат стало для меня как сторонника НАСА все более сложной задачей. Когда НАСА решило сотрудничать с частным сектором в создании пилотируемого космического корабля для низкой околоземной орбиты, доступность и безопасность имели первостепенное значение. Вместо того, чтобы самим вкладывать ресурсы в производство ракет-носителей и космических кораблей, мы предпочли заключать фиксированные контракты на их разработку, перейдя в конечном итоге на простую оплату мест на этих коммерческих рейсах.

Представитель НАСА объяснил Inverse по электронной почте, что организация не делит средства на миссии или места из-за сложного смешивания бюджетов на разработку и ротацию. Некоторые подробности, касающиеся определенных расходов, охраняются как конфиденциальная информация компании. В результате они представляют цифры в полном объеме.

Но если посчитать общую стоимость программы, разделенную на количество рейсов, вырисовывается картина.

По словам представителя НАСА, к настоящему моменту компания Boeing получила от НАСА примерно 5,18 миллиарда долларов на проект Starliner. Это соответствует средней стоимости около 740 миллионов долларов за каждый из семи полетов, указанных в их контракте, включая шесть регулярных полетов и одно летное испытание экипажа.

Стоимость каждого полета Crew Dragon составляет примерно одну треть от его общей стоимости. Возможно, это связано с его впечатляющим послужным списком: он уже выполнил девять миссий с экипажем и имеет контракт еще на несколько. При общем количестве пятнадцати полетов 5,516 миллиарда долларов, которые НАСА инвестировало в разработку и контракты, соответствуют средней стоимости примерно 368 миллионов долларов за один полет Crew Dragon.

Может ли Starliner Boeing действительно конкурировать с Crew Dragon от SpaceX?

Оба варианта являются выгодной сделкой по сравнению со космическим шаттлом.

Учитывая ожидаемое завершение работы МКС примерно к 2030 году, эти цифры вряд ли существенно изменятся. НАСА потенциально может запросить дополнительные миссии Starliner или Crew Dragon помимо текущих соглашений, тем самым снижая стоимость одного полета. Однако каждая миссия происходит примерно каждые шесть месяцев. Таким образом, планирование еще шести миссий Crew Dragon (три года) и шести полетов Starliner в соответствии с контрактом (еще три года) займет календарь до 2030 года.

Корабль, экипаж и размер.

Многоразовые космические корабли, такие как «Спейс Шаттл», «Crew Dragon» и «Starliner», имеют то общее свойство, что их можно использовать снова. Однако методы их повторного использования различаются.

Как энтузиаст космоса, я рад сообщить, что среди трех космических кораблей, которые в последнее время попали в заголовки газет — Crew Dragon, Falcon 9 от SpaceX и Atlas V от United Launch Alliance (ULA) с Boeing Starliner на вершине — именно Falcon 9 выделяется его уникальная особенность. Хотя Crew Dragon является пассажиром, нас перевозит Falcon 9, и эта мощная ракета — единственная в этом трио, которая использует ракету многоразового использования. Оранжевые внешние баки, которые мы так часто видели при запусках космических кораблей, были предназначены для одноразового использования. К сожалению, как и аналог ULA Atlas V от Crew Dragon, Atlas V от Starliner тоже является расходным материалом.

Капсулы Crew Dragon и Starliner могут оставаться в космосе примерно шесть месяцев, что примерно в двенадцать раз дольше, чем длилась одна миссия космического корабля «Шаттл». Самый продолжительный полет космического корабля НАСА STS-80 1996 года длился всего 17,5 дней.

Может ли Starliner Boeing действительно конкурировать с Crew Dragon от SpaceX?

Возможности Crew Dragon и Starliner можно сравнить с Mini Coopers, в отличие от роли Shuttle как просторного грузовика U-Haul. Несмотря на некоторое сходство, «Шаттл» преуспел в транспортировке на орбиту таких крупных грузов, как спутники, космический телескоп «Хаббл» и модули МКС. Для сравнения, Crew Dragon и Starliner в первую очередь предназначены для использования в качестве транспортных средств астронавтов и могут перевозить на МКС максимум четыре пассажира каждый. Однако «Шаттл» мог перевозить до восьми пассажиров одновременно.

Как энтузиаст космоса, я был в восторге от достижений программ «Меркурий» и «Близнецы» в космическую эпоху. Эти новаторские миссии продемонстрировали, что астронавты могут проводить эксперименты в своих капсулах без необходимости перехода на более крупные аппараты после выхода на орбиту. Если НАСА в будущем выведет из эксплуатации Международную космическую станцию, Левассер предлагает интригующую возможность: Crew Dragon и Starliners могут быть перепрофилированы для аналогичных миссий.

Crew Dragons от SpaceX совершают приводнение возле побережья Флориды, Boeing Starliners предназначены для приземления на юго-западе Америки, а космические шаттлы исторически приземлялись на взлетно-посадочные полосы.

По данным Space.com, корабль Crew Dragon компании SpaceX под названием Endeavour совершил максимально разрешенные полеты после успешного запуска миссии Crew-8. Хотя SpaceX управляет в общей сложности четырьмя Crew Dragon, некоторые из них имеют больше опыта полетов, чем другие.

На данный момент компания Boeing построила три Starliner. Однако из этих трех только «Космические корабли 2» и «3» планируют отправиться в космические путешествия, что подтвердил представитель Boeing в электронном письме Inverse.

Starliner и Crew Dragon представляют собой значительный шаг вперед по сравнению с космическими шаттлами, однако они были созданы для того, чтобы поддержать установленную им традицию космических полетов человека. Напротив, космический самолет Dream Chaser компании Sierra Space больше похож на характерный внешний вид шаттла. Ожидается, что первый полет этого беспилотного грузового космического корабля состоится ближе к концу этого года.

Смотрите также

2024-05-17 18:48