Как Universal Monsters создали первую кинематографическую вселенную

В наши дни часто можно увидеть, как фильмы связаны друг с другом, разделяя одну и ту же вселенную. Самый известный пример – киновселенная Marvel (MCU), но есть и другие, такие как Monsterverse, вселенная Заклятия, и DCU. Однако эта идея возникла еще в 1940-х годах с классическими фильмами о монстрах Universal. Universal проложила путь для более поздних франшиз, таких как фильмы о кайдзю от Toho, и практически всего, что мы видели с тех пор. Иронично, но, несмотря на то, что Universal создала эту тенденцию, ей не удалось повторить тот же успех со своими оригинальными персонажами, в то время как другим это удалось.

Инвестировал в Теслу, потому что нравится машина? Это хороший старт. А теперь давай разберемся, что такое мультипликаторы и почему это важно.

Начать разбираться

Классические фильмы об универсальных монстрах выходили поэтапно, но, в отличие от современных фильмов о супергероях, изначально не было плана по созданию связанной вселенной. Первые два фильма, Dracula и Frankenstein, вышли в 1931 году, хотя романы, на которых они основаны, были написаны изначально с разницей в 80 лет и представляют собой пик ужасов викторианской эпохи. Создатели фильмов никогда не планировали связывать истории этих монстров. Однако Universal объединила своих двух самых популярных звезд ужасов, Бориса Карлоффа и Белу Лугоши, для The Black Cat и The Raven. Тем не менее, их знаменитые персонажи – Дракула и монстр Франкенштейна – так и не встретились на экране. Похоже, студия считала, что зрители больше интересуются самими актерами, чем общей сюжетной линией.

Классические фильмы ужасов Universal в основном закончились в 1936 году с Дочерью Дракулы из-за строгих правил цензуры. Однако они вернули монстров в 1939 году с Сыном Франкенштейна, который имел довольно большой успех. В 1941 году Лон Чейни-младший стал крупной звездой с Человеком-волком. Когда пришло время для продолжения, сценарист Курт Сиодмак понял, что объединение Человека-волка с популярным монстром Франкенштейна из предыдущего десятилетия может стать большим хитом. Это решение по сути создало идею общих кинематографических вселенных, где персонажи из разных фильмов могут появляться вместе.

В то время как критики не были впечатлены фильмом 1943 года Frankenstein Meets the Wolf Man, считая его способом заработка денег, зрители не согласились, и Universal Studios захотела извлечь выгоду из его успеха. Они добавили Дракулу в следующие фильмы, House of Frankenstein и House of Dracula, закрепив идею связанной вселенной монстров для фанатов. Эта эпоха завершилась фильмом 1948 года Abbott and Costello Meet Frankenstein, который вернул Лон Чейни-младшего в роли Человека-волка и Белу Лугоши в роли графа Дракулы после 17-летнего отсутствия.

Даже с неожиданным появлением Невидимого Человека (озвученного Винсентом Прайсом!), Abbott and Costello Meet Frankenstein собрал вместе классических монстров Universal в последний раз. Хотя фильм имел успех как у критиков, так и у зрителей, некоторые посчитали, что комедия смягчила воздействие монстров. В конечном итоге, это ознаменовало конец оригинальной общей кинематографической вселенной, но также показало, что такие взаимосвязанные миры кино могут быть успешными и прибыльными.

https://www.youtube.com/watch?v=u8uvLHnrqdU

Хотя Universal Pictures никогда официально не объединяла своих классических монстров в крупном проекте, фильмы сильно намекали на то, что они все живут в одном мире, и эта идея действительно запала в душу зрителям. Поп-культура быстро приняла её, особенно среди детей. В конце 1950-х и начале 1960-х годов Universal начала продвигать своих монстров как группу через игрушки и модели. Эта идея была ещё больше усилена чрезвычайно популярной песней Бобби Пикетта, «The Monster Mash», которая изображала монстров как друзей, которые любили вечеринки вместе.

В 1964 году телешоу The Munsters представило комедийные интерпретации классических монстров, таких как Франкенштейн, Дракула и Человек-волк, изображая их как обычную семью. Это положило начало долгосрочной тенденции, подпитываемой Monster Cereals, многочисленными мультфильмами и фильмами, такими как The Monster Squad (удивительно, но не фильм Universal). Более недавно фильмы Hotel Transylvania продолжили эту идею о сосуществовании монстров в общем мире. Однако, за исключением The Munsters, ни один из этих проектов не был создан Universal Studios. Это поднимает вопрос: почему так?

Universal неоднократно пыталась вернуть своих классических монстров на большой экран, но эти усилия в основном потерпели неудачу. Фильм 2004 года Van Helsing собрал монстров вместе по-новому, но он не показал хороших результатов в кинотеатрах, что заставило Universal пересмотреть свою стратегию. В 2017 году The Mummy с Томом Крузом в главной роли должен был запустить общую кинематографическую вселенную под названием «Dark Universe», надеясь повторить успех Marvel. Universal чувствовала уверенность в этой идее, поскольку изначально создала этих культовых монстров. Однако после того, как The Mummy также показал неудовлетворительные результаты, Universal тихо отказалась от проекта Dark Universe, несмотря на то, что сделала о нем громкое объявление.

Одна из причин, по которой ранние попытки Universal создать общий кинематографический мир не увенчались успехом, заключалась в том, что они слишком сильно обновили классические дизайны монстров из 1930-х и 40-х годов. Теперь они исправили это с помощью своего нового ‘Dark Universe’ – тематической зоны в парке Epic Universe в Орландо. Хотя монстры в парке все еще обновлены, они выглядят и ощущаются как оригиналы, и фанаты действительно наслаждаются этим новым общим опытом.

Хотя попытка Universal возродить своих классических монстров в связанной кинематографической вселенной не удалась, их оригинальные фильмы были невероятно влиятельными. Они проложили путь для объединений в других жанрах, как, например, кроссовер-события, которыми позже прославились DC и Marvel в комиксах. Без встречи Франкенштейна и Человека-волка на экране, мы, вероятно, не увидели бы такие фильмы, как Godzilla vs. Kong или Freddy vs. Jason. Universal действительно произвела революцию в Голливуде. Так что, нравится вам или нет концепция общих кинематографических вселенных сегодня, корни этой концепции лежат в тех классических фильмах о монстрах.

Смотрите также

2025-10-27 18:03