Как «Нечто» отражает наши страхи сейчас больше, чем когда-либо.

Наступила официальная пора привидений, а это значит, что пора надевать костюмы, украшать дома на Хэллоуин и, конечно же, устраивать марафоны страшных фильмов! Но когда мы смотрим фильмы ужасов, мы часто задаемся вопросом, насколько то, что мы видим, реально. *The Thing* (1982) Джона Карпентера – один из моих личных фаворитов – действительно играет на этом тревожном чувстве.

Инвестировал в Теслу, потому что нравится машина? Это хороший старт. А теперь давай разберемся, что такое мультипликаторы и почему это важно.

Начать разбираться

Даже спустя более чем 40 лет, *The Thing* всё ещё производит сильное впечатление, потому что настоящий ужас заключается не в самом монстре — а в чувстве тревоги и непонимания того, что реально. В современном мире искусственного интеллекта, убедительных поддельных видео и широко распространенной онлайн-дезинформации, темы фильма могут резонировать *сильнее*, чем во время его выхода в 1982 году. Ситуация дошла до того, что невероятно реалистичные поддельные видео — например, со Стивеном Хокингом в матче по рестлингу — стали обычным явлением.

Фильм Джона Карпентера *The Thing* создает ужасающую атмосферу изоляции на антарктической исследовательской станции, где группа мужчин оказывается в ловушке с инопланетянином-оборотнем. Фильм не предлагает простых ответов или простой предыстории; вместо этого он фокусируется на разрушении доверия и росте паранойи. Это делает фильм по-настоящему пугающим, поскольку настоящий ужас исходит не от самого существа, а от страха не знать, кто – или что – на самом деле является человеком. Карпентер блестяще понял, что самые страшные монстры – это те, которые подрывают наше чувство уверенности.

Паранойя в снегу против Паранойи Онлайн

https://www.youtube.com/watch?v=ySvzHdtCiWE

Напряжение в фильме возникало из-за способности существа идеально имитировать людей, вплоть до их манер. Это была умная идея, особенно учитывая время – до появления интернета – и казалось, что режиссер Карпентер предвосхитил проблему дезинформации, ещё до того, как у неё появилось название.

К 2025 году жизнь ощущается странно изолирующей, несмотря на постоянную связь. Мы бесконечно прокручиваем онлайн-контент, но почти 60% из нас сомневаются в подлинности того, что мы видим. Deepfakes – реалистичные, но сфабрикованные видео и изображения – резко возросли в популярности между 2019 и 2020 годом, увеличившись на 900%, и эта тенденция продолжается. Любой пост, видео или профиль может быть убедительной имитацией, созданной искусственным интеллектом. Чувство недоверия, которое когда-то преследовало отдаленные, изолированные места, теперь существует прямо у нас в карманах, на наших телефонах.

Интересно представить, что если бы *The Thing* вышел сейчас, некоторые люди могли бы увидеть в нём историю об искусственном интеллекте и скрытом коде, интерпретируя существ как самозванцев внутри системы. Но именно это и делает фильм таким гениальным – он исследовал эти темы задолго до того, как ИИ стал предметом всеобщей озабоченности.

Анализы крови и дипфейки

Как большой поклонник кино, я всегда испытываю мурашки во время сцены с анализом крови в *The Thing*. Это просто невероятно напряжённо! Все пристегнуты к стульям, и ты чувствуешь отчаяние, когда они пытаются выяснить, кого захватило существо. Тишина оглушительна – ты почти слышишь, как все задерживают дыхание, ожидая, отреагирует ли кровь. Курт Рассел в роли МакРедди делает всё возможное, чтобы возглавить расследование, но честно говоря, никто никому не доверяет, и это делает фильм ещё более захватывающим.

Я размышлял о том, как мы проверяем истинность вещей в наши дни. Это не похоже на старые истории об использовании раскалённого металла для проверки крови – теперь всё сводится к сайтам проверки фактов, поиску по изображениям в обратном порядке и прокрутке комментариев к вирусным видео, или даже просто поиску в Wikipedia. Честно говоря, Wikipedia часто кажется причиной *больше* проблем, чем решает! Но это заставило меня задуматься – мы все делаем то же самое, что и люди столетия назад, на самом деле. Мы постоянно спрашиваем: ‘Действительно ли это правда?’ и требуем доказательств, как в том старом эксперименте, который провёл Карпентер. Это нескончаемый поиск подтверждения.

В отличие от исследователей в Антарктиде, у которых есть неопровержимые доказательства, у нас пока нет окончательных подтверждений. Поскольку ИИ создает голоса, которые звучат точно как голоса людей, которых мы знаем, а дипфейки манипулируют тем, что кажется реальным, мы сталкиваемся с новым видом тревожного культурного феномена – одним, который выходит за рамки простого испуга. Это делает нас склонными к поспешным и неверным выводам и вере в иллюзии, что может быть серьезно разрушительным.

Недавний опрос 2024 года показал, что большинство американцев (75%) испытывают меньше доверия к интернету, чем раньше. Подавляющее большинство (78%) также говорят, что становится все труднее отличить реальное от созданного искусственным интеллектом. Интересно, что люди могут правильно идентифицировать поддельные изображения только в 62% случаев. Эта разница показывает, насколько сложно становится понимать, что является подлинным в сети, учитывая, что сейчас так много контента создается искусственно.

Трагичный финал приквела: Напоминание о том, что мы никогда не учимся.

Часто упускаемый из виду приквел 2011 года на самом деле помогает нам понять существо и его истинное происхождение. Показывая то, что произошло в норвежском лагере, он убедительно демонстрирует, что даже интеллект и тщательное планирование недостаточно, чтобы защитить вас от растущего страха. Это поразительно, потому что эта команда знала даже больше о выявлении зараженных – существо не могло копировать что-либо неживое. Вы можете исследовать, изучать и полностью осознать опасность, но все равно поддаться панике, которая не следует логическим правилам.

Мы теперь очень хорошо осознаём, что ложная информация — это проблема. Она повлияла на выборы, вызвала теории заговора и вызвала разногласия внутри семей. Несмотря на это, она продолжает распространяться очень быстро. Подобно вирусу, недоверие не требует логической причины — ему просто нужно, чтобы кто-то поверил в это и поделился этим.

Оба фильма примечательны тем, как тонко они изображают ощущение безысходности. Нет никаких драматических вспышек или речей об апокалипсисе – люди просто сосредотачиваются на выживании, используя своё текущее понимание. Это похоже на то, как распространяется дезинформация: персонажи постоянно пытаются сдержать её, прежде чем она обострится и станет неуправляемой.

Вещь в том, что это мы?

Что делает *The Thing* по-настоящему ужасающим, так это не какая-то конкретная цель или причина – он не наказывает за проступки, как некоторые злодеи в фильмах ужасов, и не питается прошлыми травмами. Он просто *существует*, не имея представления о добре и зле. Отсутствие мотива – это то, что делает его таким тревожным и запоминающимся. Он воплощает страх перед неизвестным, идею о том, что опасность может быть замаскирована под кого-то, кому вы доверяете – друга, члена семьи или даже кого-то, кем вы восхищаетесь.

Джон Карпентер заканчивает свой фильм знаменито тревожной сценой: Макреди и Чайлдс сбиваются в кучу в леденящем холоде, оба сомневаются, остался ли другой человеком. Они передают бутылку туда и обратно, их недоверие сохраняется. Нет чёткой концовки, нет победы – только чувство беспокойства, которое остаётся с вами.

«Почему бы нам просто не подождать здесь немного,» говорит МакРеди, «посмотрим, что произойдет.»

Честно говоря, именно так я себя чувствую очень часто. Просто застрял в ожидании, бесконечно прокручиваю свой телефон и надеюсь, что дела не ухудшаются, даже когда я этого не замечаю. Такое ощущение, что всё ускользает, пока мы все отвлечены?

Да, The Thing всё ещё имеет значение в 2025 году… И далее.

Вместо того, чтобы вызывать теплые воспоминания, *The Thing* представляет собой суровый взгляд на то, как быстро может разрушиться доверие. В современном мире социальных сетей и эхо-камер фильм показывает нам, как легко подозрения могут разделить нас и привести к ошибочным суждениям. Он подчеркивает, как страх может подавить разум. Настоящий ужас заключается не в самом пришельце, а в возможности того, что мы потеряем способность распознавать, кто наши ближние на самом деле.

Самое главное — оставаться верными себе, сопротивляясь влиянию ИИ, обманчивым дипфейкам и всему, что пытается создать разделение и страх.

Смотрите также

2025-10-15 15:04