‘GTA VI’ и состояние игрового блокбастера

Спустя почти полтора года после дебюта первого тизера «Grand Theft Auto 6», молчание от разработчика игры Rockstar Games казалось практически невыносимым. Онлайн-сообщества, такие как Reddit, TikTok и Instagram, кипели бесконечными теориями в попытке заполнить этот пробел. Спекуляции о дате выхода доминировали заголовками публикаций каждые несколько месяцев. Мемы типа ‘We got [что-то] перед GTA 6′ олицетворяли то, как долго Rockstar не предоставляла свежей информации после эффектного трейлера в 2023 году.’

Думаешь, GTA 6 выйдет завтра? Мы тоже. Каждый день.

Добро пожаловать в клуб вечного ожидания. Здесь мы разбираем каждый слух и ностальгируем по старым добрым временам. Присоединяйся.

Позвонить Роману

Четыре дня после объявления о переносе игры на середину 2025 года бесконечные разговоры в интернете внезапно утихли, хоть и ненадолго. Из ниоткуда появился второй трейлер к GTA 6, который, позвольте сказать вам, не разочаровал. В нем были представлены потрясающие визуальные эффекты, интригующее знакомство с двумя главными героями и намеки на то, как новая часть будет инновационно развивать классический дизайн GTA. Стало ясно, что эта игра является важным событием, которого многие игроки ждали в современном развивающемся мире видеоигр.

Несколько избранных случаев действительно воплощают суть сегодняшнего феномена блокбастеров. За 24 часа трейлер к «Grand Theft Auto 6» собрал ошеломляющие 475 миллионов просмотров на YouTube, что дает представление о его колоссальной силе. Спекуляции и внимание к игре существенно влияют на динамику индустрии, включая продажи консолей и расписания релизов других игр.

https://www.youtube.com/watch?v=VQRLujxTm3c

В 2024 году мировые геймеры совместно потратили около 184.3 миллиарда долларов на игры, по данным Newzoo. Интересно, что примерно половина этой суммы, или приблизительно 95.7 миллиардов долларов, приходится на мобильные игры (будьте осторожны с внутриигровыми покупками!). Оставшиеся 85 миллиардов долларов потенциально могут быть сосредоточены в продажах успешной игры, такой как Grand Theft Auto 5, которая собрала свыше 8 миллиардов долларов за весь период своих продаж. Для сравнения: второй по величине кассовый фильм предыдущего года ‘Deadpool и Wolverine’ заработал около 1.3 миллиарда долларов во всём мире. Однако по мере роста масштабов и сложности блокбастеров в игровой индустрии увеличиваются и связанные с этим риски.

Дэвид Коул, основатель DFCI, объясняет в статье для Invrses, что создание новой блокбастерной игры связано с риском: возможно, проект не достигнет успеха. Он приводит примеры живых сервисов (live service games), где если они плохо показывают себя в течение первых нескольких месяцев, разработчики часто вынуждены полностью прекращать разработку проекта. В таких случаях значительные инвестиции без четкого плана могут привести к катастрофическим последствиям для игровой индустрии.

Чтобы избежать любых возможных неприятностей, компания Rockstar Games предпочитает работать очень тщательно. Этот методичный подход, который кажется всё более редким в современной индустрии, характеризующейся увольнениями и бюджетными ограничениями, является критически важным для создания такого блокбастера, как «GTA 6». Независимо от того, оправдает ли игра огромные ожидания или нет, такая тщательная подготовка безусловно заслуживает внимания.

Слишком большой, чтобы потерпеть неудачу?

По словам Коула, Grand Theft Auto выделяется среди современных игровых блокбастеров тем, что наилучшим образом воплощает сложность создания таких продуктов из-за высоких ожиданий, связанных с установлением нового стандарта для индустрии мэйнстрима.

Коул отмечает, что повествование в GTA всегда было захватывающим из-за сочетания элементов мафиозных криминальных историй, грубого реализма, ощущения нахождения в городской среде и уникального юмора. Он хвалит Rockstar за мастерское достижение этого баланса, поскольку другие компании могут пытаться имитировать формулу, но высокое качество производства, характерное для GTA, исключительно трудно воспроизвести.

«Grand Theft Auto — это ваш основной театральный релиз по мотивам Звёздных войн, тогда как другие игры, пытающиеся повторить его успех, скорее напоминают спин-офф Disney+, который вы смотрите дома.»

Последний трейлер демонстрирует эту деталь. Например, как предметы в комнате реагируют на персонажей, аутентичность освещения и отражений в реальном времени, а также сложность их вымышленной обстановки Флориды показывают непревзойденную приверженность качеству, которую только Rockstar Studios способны достичь с помощью своих обширных ресурсов.

Говоря проще, Коул утверждает, что ‘Grand Theft Auto’ — это как блокбастерная версия Звездных войн на большом экране, непревзойденный и захватывающий опыт. Другие игры, пытающиеся повторить его, больше похожи на спин-оффы, которые вы смотрите дома на Disney+, они могут быть увлекательными, но не предоставят такого же уровня волнения, какой дает оригинал. Огромный бюджет в более миллиарда долларов делает этот уникальный опыт возможным.

Несмотря на уникальный статус ‘GTA 6’, её потенциальный успех, безусловно, побудит другие компании пытаться повторить это для достижения аналогичных прибылей. Однако, этот нереалистичный и рискованный подход является одним из основных препятствий, с которыми сталкивается индустрия в настоящее время. В сравнении с ‘GTA 6’ большинство компаний вне главных производителей консолей не имеют преимущества хорошо зарекомендовавшего бренда с преданными фанатами, накопленными за три десятилетия.

Идеальный шторм длиной в 30 лет

В далёком 97-м году я оказался вовлечённым в безумное и почти аркадное безумие на дорогах трёх вымышленных городов. Выполнял простые миссии для боссов банд и их команды. Игра была столь же милой, сколь и графически жестокой, получив достаточно признания для продолжения уже в 99-м году. Но только третий выпуск, выпущенный в октябре 2001 года, сделал эту серию по-настоящему знаменитой.

При переосмыслении стиля открытого геймплея первых двух игр для 3D-окружения разработчики из Rocksstar сумели воплотить своё творческое видение, что привело к созданию одной из наиболее длительных и известных серий в игровой индустрии. Заметное объединение актёров (включая Кайла МакЛоклена, Майкла Мэдсена и Роберта Лоджиа среди прочих) и затрагивание зрелых тем, таких как секс и чрезмерная жестокость, сделало Grand Theft Auto культурной сенсацией своего времени.

Когда-то давно меня не могли оставить равнодушным что-то большее, чем просто шум и дерзость; это было нечто исключительное, завоевавшее множество наград в тот год. Феноменальный критический успех и рыночная успешность Grand Theft Auto 3 возвели жанр open-world на пьедестал, став определяющей силой в современной индустрии AAA игр.

В остроумном шаге компания Rockstar продолжила свой успех, запустив два высоко оцененных сиквела — ‘Vice City’ в 2002 году и ‘San Andreas’ в 2004-м. Во время перехода к новому поколению игровых консолей Rockstar стратегически инвестировала, стремясь закрепиться как независимый гигант индустрии. Они разработали свой собственный технологический движок (Rockstar Advanced Game Engine) для всех своих игр и выпустили ряд хитов, таких как ‘Table Tennis’, ‘Red Dead Redemption’, ‘Midnight Club’, ‘Max Payne 3’ и не забывая о еще двух частях серии Grand Theft Auto в этот период. Каждый новый релиз расширял возможности их технологии, что привело к созданию одних из лучших игр в соответствующих жанрах.

Прорывная игра от Rocksstar, Grand Theft Auto 5, возможно оказала самое большое влияние на компанию. Выпущенная на Xbox 360 и PlayStation 3 в 2013 году, она стала вершиной их кривой обучения при разработке для этих консолей. Она сочетала высокое качество производства, характерное для серии Grand Theft Auto, с динамичным элементом живого сервиса, который дополнял уже обожаемую игру. Rocksstar опередила своё время; эта функция появилась задолго до таких игр как Fortnite и Roblox. GTA Online не только изменила стандарты, но также создала значительный источник дохода для одной из самых продуктивных студий в игровой индустрии.

Помимо Minecraft, Grand Theft Auto V выделяется как самая продаваемая игра всех времен благодаря многократным переизданиям, настраиваемым PC модам для удовлетворения предпочтений игроков и микротранзакциям. Однако это выдающееся достижение сопровождается компромиссом: Rockstar Games больше не является той мощью, которая могла бы выпускать семь игр на одной консоли. После Grand Theft Auto V они выпустили только Red Dead Redemption 2 как следующую игру.

Волновые эффекты

Rockstar Games добилась успеха, сосредотачиваясь на популярных играх вместо выпуска множества тайтлов за последние 12 лет. Эта стратегия придала их работам особый эксклюзивность. Вместо того чтобы полагаться на ажиотаж вокруг игр от стримов на YouTube и частых трейлерных релизов как другие разработчики, Rockstar контролирует время и способ распространения обновлений напрямую среди фанатов. Такой уникальный подход к таймингу релизов добавляет ощущение эксклюзивности их продукции.

Ранее в этом году генеральный директор Take-Two Interactive Страус Зельник упомянул, что они стремятся сохранить напряжение и захватывающий дух. Это также умный метод формирования сюжетной линии вокруг их игры.

Говоря проще, в игровой индустрии молчание компании Rockstar Games создаёт определённые сложности для остальных разработчиков. Уже более десяти лет студии избегают одновременного выпуска своих игр с играми от Rockstar, так как многие уже усвоили этот урок ценой ошибок прошлого. Сейчас же не только другие игры следят за тем, что сделает Rockstar следующими; даже смежные отрасли могут быть затронуты их новым релизом.

Если у вас выходит фильм в окне релиза GTA 6, то необходимо подумать: ‘Будет ли моя аудитория дома играть в GTA 6 вместо похода в кинотеатр?’

Коул отметил, что у потребителей есть ограничения в расходах на развлечения как с финансовой точки зрения, так и по времени. Если ваш фильм планируется к выходу примерно в то же время, что и GTA 6, вам стоит задаться вопросом: ‘Будет ли моя аудитория поглощена игрой в GTA 6 вместо похода в кинотеатр?’ Это может значительно повлиять на экономику.

В 2013 году, когда была выпущена игра Grand Theft Auto V, видеоигры не имели такой широкой популярности среди всех возрастных групп, как это наблюдается сейчас. По словам Коула, привлечение внимания потребителей, преимущественно увлекающихся видеоиграми, остается критически важным для всех участников индустрии развлечений. А учитывая масштабы влияния предстоящего выхода Grand Theft Auto 6, трудно игнорировать эту тенденцию.

Слишком поздно?

После многолетней истории успеха, которую записала Grand Theft Auto V, можно ожидать аналогичного длительного доминирования в течение примерно пятнадцати лет для Grand Theft Auto VI. Однако важно учитывать потенциальные последствия, когда самая большая игра всех времен будет выпущена более чем через пять лет текущего поколения консолей.

Для многих геймеров не было особого стимула заменить свои 12-летние PlayStation 4 и Xbox One, так как топовые игры вроде Fortnite, Call of Duty и Madden хорошо работают на старых системах. Кроме того, последние консоли вместо снижения цен повысили их стоимость, что делает еще более привлекательным выбор ПК или мобильной игровой платформы.

Проще говоря, эксперты и создатели считают, что релиз GTA 6 значительно повысит продажи других игр и аппаратного обеспечения. Это франшиза с таким сильным притяжением, что часто убеждает потребителей экономить на устройствах обновить их до лучших моделей. Эти новые игроки затем будут тратить больше на подписки и дополнительные игры. Чтобы представить потенциальное влияние этой франшизы на игровую индустрию, аналитики из Ampere прогнозируют, что задержка выпуска GTA 6 до мая 2026 года приведет к ошеломляющему потере $2.7 миллиарда в продажах программного обеспечения и консолей в предстоящий праздничный сезон.

Учитывая большое количество людей, продолжающих покупать консоль спустя годы после её выпуска, возникает интригующий вопрос: сколько из этих поздних покупателей рассмотрит возможность обновления вновь через год или два, учитывая намёки Microsoft и Sony на новые консоли в ближайшем будущем? Тем не менее, с ожидаемой «GTA 6», которая будет выпущена значительно позже и обладает впечатляющей графикой, можно задаться вопросом, будут ли люди заинтересованы новыми консолями к моменту их появления.

Говоря о текущих тенденциях в аппаратном обеспечении видеоигр, Коул отметил, что есть основная группа потребителей, которая сразу же покупает все новые релизы. Однако он упомянул, что может быть сложно привлечь вторую группу потребителей, менее импульсивных и обычно ожидающих год после запуска системы.

Как этим компаниям удается обеспечить это? Работая в тесном сотрудничестве с Rockstar Games над тем, чтобы сделать ‘Grand Theft Auto 6’ доступным или даже улучшенным к моменту выпуска новых консолей.

‘GTA 6’ является ключевой игрой,» сказал Коул. «Она может определить успех аппаратного обеспечения. Её называют убийственным приложением.

Крупнейшее игровое решение

За последние несколько лет игровая индустрия столкнулась с серьезными проблемами. После того как ожидаемый пост-пандемический рост не материализовался, произошло массовое сокращение персонала и закрытие студий, затрагивающее огромное количество работников. Это кажется удивительным на фоне того, что игры сегодня более увлекательны, разнообразны и инклюзивны, чем когда-либо ранее. Тем не менее многие компании продолжают стремиться к иллюзорному успеху в виде свободных для игры мегахитов, таких как Fortnite, или вирусных инди-сенсаций вроде Peak. В результате издатели и разработчики все чаще идут на значительные финансовые риски, надеясь повторить успех этих игровых гигантов.

В современном мире игр существуют студии, которые выделяются как яркие примеры успеха, сумев разгадать секреты процветания в наши дни. Примечательно, что даже средние по бюджету релизы, такие как ‘Clair Obscur: Expedition 33’ в 2025 году, показали жизнеспособный путь для индустрии. Хотя эти игры могут не обладать величием или финансовым обеспечением производства от Rockstar Games, они способны увлечь игроков классическими элементами, такими как продуманное проектирование и приятный геймплей.

Хотя Expedition 33 и является выдающейся игрой, похоже, она не та причина, по которой большинство обычных геймеров покупают консоли. Вряд ли эта игра сможет оживить застоявшийся рынок или побудить людей, не державших контроллер более десяти лет, снова начать играть. Скорее это результат работы отдельных избранных студий, обладающих такой силой. Индустрии стоит отметить критический и коммерческий успех Expedition 33, однако неустанное стремление к рекордным прибылям смещает фокус на высокие стандарты, заданные такими выдающимися студиями, как Rockstar Games.

Тем или иным образом многие обращаются к самому успешному игровому блокбастеру как средству для восстановления позиций, утраченных за последние пять лет. Однако это не обязательно положительное развитие для индустрии, глубоко размышляющей о значении устойчивого роста. Тем не менее, когда так мало игр способны достичь того же уровня успеха, что и шедевр от Rocksstar, понятно, почему они оказались в таком затруднительном положении.

Долгожданный релиз Grand Theft Auto 6 несет огромную нагрузку ожиданий.

Смотрите также

2025-07-01 16:33