45 лет назад триповый научно-фантастический фильм изменил жанр боди-хоррора.

Как и многие фильмы Кена Рассела, Altered States является поистине нетрадиционным. Рассел уже успел прославиться своим смелым стилем благодаря таким фильмам, как Tommy и The Devils, но этот научно-фантастический фильм ужасов, вышедший 45 лет назад, действительно доводит все до крайности. Сценарий был написан Пэдди Чайефски, талантливым автором Network и The Hospital, и основан на его собственном необычном романе 1978 года. Этот роман, в свою очередь, был вдохновлен реальными научными исследованиями нейробиолога Джона Каннингема Лилли, который изучал сенсорную депривацию и психоделические наркотики. Это дает как книге, так и фильму прочную научную основу, одновременно исследуя сложные идеи об изменяющихся состояниях сознания.

Инвестировал в Теслу, потому что нравится машина? Это хороший старт. А теперь давай разберемся, что такое мультипликаторы и почему это важно.

Начать разбираться

Разница между реалистичной историей Чайефски и драматической интерпретацией Рассела сразу заметна. Сценарий Чайефски детализирован и тщательно проработан, в то время как Altered States Рассела — это безумный, преувеличенный опыт. Сюжет вращается вокруг камеры сенсорной депривации, которая отрезает от всех внешних стимулов учёного по имени Эдди Джессап (в исполнении Уильяма Хёрта), отправляя его в наркотически-индуцированное стремление к научным прорывам. Путешествие Джессапа исследует опасности чрезмерной гордости, используя научную фантастику, чтобы осмыслить смысл жизни в, казалось бы, бессмысленном мире. Чайефски надеялся, что экранизация будет такой же сложной и вдумчивой, как его оригинальный сценарий.

Когда Рассел принял руководство, он быстро заменил детальное исследование впечатляющими визуальными эффектами и отошел от научной точности истории, выбрав более мечтательное качество. Это столкнулось с Чаефским, который привык к полному творческому контролю, и привело к ожесточенному конфликту. После трех недель репетиций Чаефский покинул проект и попытался отстранить Рассела, расстроенный нежеланием режиссера принимать его постоянное вмешательство. Большая часть недовольства Чаефского проистекала из незначительных деталей – ему не нравился определенный визуальный выбор, например, цвет резервуара изоляции, и он чувствовал, что Рассел не относится к оригинальной истории с достаточным уважением.

Несмотря на свои амбиции, Altered States имел заметные недостатки, и Чайефски был прав, указав на них. Акцент Кена Рассела на визуальном стиле и абстрактных идеях затмил тонкости сценария, особенно в диалогах. Когда персонаж Джессап погружается в сложные научные термины о генетике и коллективном сознании, трудно оставаться вовлечённым, потому что Рассел стремился к мечтательному, фантастическому опыту. Перенос триппирующих, галлюциногенных сцен сценария на пленку также оказался сложной задачей — визуально представить абстрактные концепции, такие как создание материи, в увлекательной форме непросто. В конечном итоге, у Рассела и Чайефски были конфликтующие взгляды, и они не смогли найти общий язык, что привело к тому, что Чайефски использовал псевдоним вместо того, чтобы быть указанным в титрах как автор сценария.

Окей, когда я увидел изоляционную капсулу в фильме Рассела Altered States, она оказалась совершенно не такой, как я ожидал! В оригинальной истории капсула выглядела довольно реалистично – немного маленькой, темной и высокотехнологичной. Но в фильме? Это была огромная, прозрачная стеклянная штука, ярко освещенная, и все эти провода были просто приклеены к парню, плавающему внутри. Это не ощущалось как ‘реалистичная изоляция’, а скорее как научный эксперимент, пошедший не так, честно говоря.

Чайефски представлял себе наркотическую поездку Джессапа – в частности, когда он употребляет древний цветок – как хаотичное, похожее на сон погружение в первобытные образы. Оператор-постановщик, Джордан Кроненвет, визуально запечатлел это с помощью туманных фонов и многослойных экспозиций, показывая причудливые трансформации, такие как превращение ящерицы в женщину и растворение людей в каменные статуи. Последующие галлюцинации наполнены религиозными и сексуальными образами, все это разворачивается на фоне ужасающего, апокалиптического пейзажа и мощно усилено музыкой Джона Корлиано. Даже несмотря на то, что эти видения отклоняются от научного подхода к снам в сценарии, они поразительно красивы, особенно в потрясающей 4K-реставрации от Criterion.

Хотя оригинальная история Чайефски хорошо написана и заставляет задуматься, её трудно перенести на экран. Режиссёр Кен Рассел сильно склоняется к экстравагантности, жертвуя тонкостью ради броского стиля. Однако именно этот избыток делает Altered States таким мощным и незабываемым фильмом. Революционные эффекты макияжа, созданные Диком Смитом, особенно эффективны, создавая поистине тревожные сцены физической трансформации, поскольку тело Джессапа гротескно меняется, теряя свою человечность и память. Уильям Хёрт демонстрирует полностью преданную игру, убедительно изображая человека, готового полностью потерять себя в эксперименте. Он не просто отбывает номер; он искренне стремится исследовать глубины человеческого разума, даже когда его тело начинает регрессировать.

Рассел не использует иронию в этих сценах, вместо этого изображая связь Джессапа с Эмили как подлинный пример человеческой слабости. Хотя фильм и знаком, он предполагает, что только любовь и глубокое понимание могут вернуть кого-то с пути саморазрушительных амбиций. Джессап начинает свой путь с искреннего желания понимать людей, но это быстро перерастает в одержимость, лишая его здравого смысла. В конечном счете, Altered States — это о том, насколько хрупки отношения и как легко мы теряем перспективу, когда нас захватывают интенсивные, подавляющие переживания.

Смотрите также

2025-12-25 16:31