30 лет назад Кэтрин Бигелоу и Джеймс Кэмерон объединились для создания недооцененного, пророческого научно-фантастического триллера.

Вы представляете, как натягиваете чулок на голову, проверяете пистолет, а затем грабите китайский ресторан, запирая сотрудников в морозильной камере. Когда звук полицейских сирен становится всё ближе, вы представляете, как убегаете на крышу и пытаетесь совершить дерзкий прыжок между зданиями. Вместо успеха вы представляете себе смертельное падение. Внезапно вы просыпаетесь, осознавая, что это был всего лишь сон.

Инвестировал в Теслу, потому что нравится машина? Это хороший старт. А теперь давай разберемся, что такое мультипликаторы и почему это важно.

Начать разбираться

Фильм 1995 года *Strange Days* демонстрирует технологию, позволяющую людям полностью ощутить записанные события, а не вымышленные сценарии. Она позволяет пользователям почувствовать себя свидетелями преступлений глазами преступника. Научно-фантастический триллер режиссёра Кэтрин Бигело связывает эту футуристическую идею с суровыми реалиями насилия в отношении женщин и жестокости полиции, а также предвосхищает нашу нынешнюю одержимость экранами и совместным использованием опыта в сети. Двадцать лет спустя первое убийство, связанное с социальными сетями, произошло в Роаноке, где убийца транслировал преступление в прямом эфире со своей точки зрения.

https://www.youtube.com/watch?v=_DnLmuCcKRk

Фильм рассказывает о «wireheads» – людях, зависимых от просмотра записей чужой жизни. Ленни Неро, бывший полицейский, ставший дилером этих записей на черном рынке, описывает их как необработанные и нефильтрованные. Его беспокоит ограбление, не из-за самого преступления, а потому, что эти виртуальные переживания нарушают его распорядок дня, подчеркивая, как погружение в чужие перспективы может фактически увеличить отстраненность и цинизм. Изначально разработанная для правоохранительных органов, эта технология теперь используется для всего: от удовлетворения скандальных фантазий до совершения преступлений. Привлекательность заключается в ее запретном характере – это мощный захватывающий опыт, который предлагает острые ощущения от преступной деятельности без какого-либо реального риска.

Мир за пределами мрачен и тревожен. Фильм *Strange Days* начинается 20 декабря 1999 года, прямо перед новым тысячелетием, но вместо волнения ощущается безнадежность. Цены на бензин высоки, и насилие свирепствует – даже дети участвуют как нападающие, так и жертвы. Пожары вспыхивают неожиданно, заполняя улицы дымом. Сильно вооруженная полиция постоянно притесняет людей, а блокпосты повсюду. Так опасно, что даже Санта Клауса грабят.

Ленни просыпается от доставленного диска. Затем фильм погружает зрителя в тревожную перспективу от первого лица, показывающую жестокое нападение на женщину по имени Ирис (Брижит Бако). Бигелоу изменила их технологию, заставив Ирис виртуально наблюдать за своим нападением с точки зрения нападавшего, пока это происходит в реальности. Захватывающая энергия начальной экшн-сцены, демонстрирующая, на что *могла* быть способна технология, быстро превращается в ужас, когда мы видим, как ею злоупотребляют.

Как большой поклонник, я всегда находил увлекательным тот факт, что бывший муж Кэтрин Бигелоу, Джеймс Кэмерон, который помогал писать сценарий, черпал вдохновение из таких странных мест – например, из дневного телевидения и, поверьте на слово, из судебного процесса О.Дж. Симпсона! То, как фильм создает эти невероятно реалистичные виртуальные миры, действительно заставило меня задуматься о том, как мы *смотрим* фильмы – как мы погружаемся в них, почти жаждем волнения от действия, даже если оно интенсивное. Бигелоу действительно вовлекает вас в эти потрясающие погони и драки, и, честно говоря, это заставляет вас чувствовать себя частью зрелища, хотите вы того или нет!

Ленни объединяется с крутой водительницей Мейс (Анджела Бассетт) и узнаёт, что убийство Айрис связано со смертью Джерико Уан (Гленн Пламмер), известного чернокожего рэпера, прославившегося своими мощными, социально значимыми песнями. Вопреки первоначальным сообщениям о стрельбе, связанной с бандитскими разборками, секретная запись показывает, что Джерико подвергся расовым оскорблениям со стороны двух белых полицейских, которые затем застрелили его, опасаясь влияния его послания.

Эта ситуация сильно напоминает дело Родни Кинга 1991 года. Кинг, житель Лос-Анджелеса, был арестован за вождение в нетрезвом виде и жестоко избит четырьмя полицейскими. Очевидец снял нападение на видео, и кадры были показаны по местному телевидению, вызвав широкое возмущение. Когда год спустя офицеры были оправданы в применении чрезмерной силы, Лос-Анджелес охватили шестидневные беспорядки. Режиссер Кэтрин Бигелоу, которая участвовала в уборке после беспорядков, описала мощное ощущение гнева, разочарования и экономического неравенства, присутствовавшего в городе. Ее фильм, *Strange Days*, передает этот сырой гнев публики. В сцене, отражающей дело Кинга, офицеры жестоко нападают на женщину, Мейс, после того, как обнаруживают у нее пистолет рядом с людьми, убившими ее парня – людьми, которых она заковывала в наручники в целях самообороны. Учитывая обстоятельства, это ситуация, в которой афроамериканке может быть трудно добиться понимания. Толпа бросается на ее защиту, и вскоре начинаются широкомасштабные беспорядки.

Учитывая, насколько сильно фильм критикует полицию, оптимистичный финал кажется удивительно невинным, если оглянуться назад. Показывая, что люди, убившие Джерико, действовали в одиночку, фильм упускает возможность раскрыть более глубокие проблемы в системе полиции США, такие как широко распространенное злоупотребление властью. Хотя комиссар полиции в конечном итоге принимает меры и обвиняет своих офицеров в убийстве, идея о том, что чернокожие жертвы получат правосудие так быстро, к сожалению, далека от реальности.

Несмотря на то, что Бигелоу показывает тёмную сторону технологий, она также подчёркивает их потенциал для добра, напоминая нам о том, как оператор смело задокументировал инцидент с Родни Кингом. Это находит отражение в её фильме *Strange Days*, где захватывающие впечатления снимаются в сыром, ручном стиле, очень похоже на шаткие кадры текущих событий, снятые обычными людьми на свои телефоны.

Хотя критики были резко разделены во мнениях, и фильм не окупил свои производственные затраты в 42 миллиона долларов, это всё ещё захватывающее и тревожное исследование того, как технологии могут повлиять на нас. К счастью, режиссёр заканчивает фильм обнадеживающим моментом истинной человеческой связи – празднованием Нового года с поцелуем и конфетти.

Смотрите также

2025-10-13 15:59