Спустя 25 лет культовая шекспировская трагедия о мести получает динамичную переработку.

Послушай, как геймер, я видел *много* адаптаций, и существует некое негласное правило о *Гамлете*. Серьёзно, не пытайся его адаптировать. Это просто… сложно. Это действительно сильная история о потере и о том, как родители могут испортить жизнь, и это потрясающая роль для актёра, чтобы вжиться в неё – шанс действительно *почувствовать* вещи. Но в неё также очень легко вносить ошибки. Слишком часто эти современные интерпретации просто кажутся… неприятными, или они превращаются в возможность для главного актёра покрасоваться, вместо того, чтобы служить истории. Это классика не зря, и её трудно достойно перенести.

Инвестировал в Теслу, потому что нравится машина? Это хороший старт. А теперь давай разберемся, что такое мультипликаторы и почему это важно.

Начать разбираться

Эта интерпретация кажется неоправданно суровой для столь известной и долговечной пьесы, как *Гамлет* – но режиссеры вроде Кеннета Брана и Итана Хоука показали, насколько легко это может быть правдой. Вероятно, это объясняет, почему мы не видели крупных новых экранизаций *Гамлета* более двух десятилетий: как только вы услышали монолог «быть или не быть», вы, по сути, увидели всё, что она может предложить.

Каждая новая постановка «Гамлета» должна сталкиваться с ключевыми вопросами пьесы, и эта последняя адаптация не исключение. К счастью, роль находится в умелых руках Риз Ахмеда, выдающегося актера, который пока не получил широкого признания, которого он заслуживает. Ахмед, вновь объединившись с режиссером Анейлом Кария – с которым он ранее получил «Оскар» за короткометражный фильм «Долгое прощание» – переносит историю Шекспира на оживленные улицы Западного Лондона. Их версия «Гамлета» упрощена и сосредоточена, избавляясь от всего в оригинальном тексте, что не связано напрямую с самим принцем.

Версия *Гамлета* Карии опускает известные сцены, такие как безумие Офелии и комедийные эпизоды с Розенкранцем и Гильденстерном, и даже удаляет череп Йорика. Однако эта упрощенная адаптация приобретает силу благодаря своей прямоте и интенсивности. В своей основе это по-прежнему история о сыне, скорбящем об отце, короле Гамлете (Авиджитт Датт), и стремящемся отомстить тем, кого он считает виновными в его смерти. Темы мести остаются актуальными даже спустя столетия после того, как Шекспир впервые написал пьесу — тот факт, что мать Гамлета, Гертруда (Шиба Чадха), выходит замуж за его дядю Клавдия (Арт Малик) ради сохранения власти, должен по-прежнему вызывать беспокойство — и этот *Гамлет* находит способы сделать историю еще более провокационной. Например, Ахмед произносит знаменитую речь «быть или не быть», находясь за рулем автомобиля на высокой скорости, размышляя о жизни и смерти, пока он врывается в поток машин. Этот *Гамлет* полон энергии, быстр и зол. Хотя он и не доказывает, что нам *нужна* еще одна версия этой классической трагедии, он, безусловно, предлагает захватывающую интерпретацию.

После множества традиционных постановок «Гамлета», эта новая версия с участием Карии и Ахмеда предлагает свежий взгляд. Хотя перенос Шекспира в современность всегда сложен, эта адаптация удивительным образом соприкасается с опытом и традициями южноазиатской общины. Вместо жуткой истории о привидениях, этот «Гамлет» ощущается скорее как криминальный триллер, а его сосредоточенность на Ахмеде и Лондоне делает его смелой переработкой. Фильм сразу же ставит вас на место Гамлета, показывая его горе на похоронах отца. В начальных сценах звучат стихи из индуистского писания и соболезнования, произнесенные на хинди. Когда похороны заканчиваются, персонажи переходят на оригинальный язык Шекспира — рискованный ход, который мог бы оказаться резким, но режиссер Кария умело избегает этого.

Я видел множество постановок *Гамлета*, которые проваливались, потому что они слишком боялись изменять слова Шекспира. Кажется, они думают, что если просто включить каждую строчку, мы все волшебным образом вспомним её со школы! Но эта версия отличается — она не трепетно относится к оригинальному тексту. Они берут известную цитату и используют её по-новому, или даже вырезают некоторые строки, что я очень оценил. Они, безусловно, уважают Шекспира, но при этом следят за тем, чтобы история оставалась понятной. Особенно здорово, как они обновили обстановку. Вместо замка Эльсинор теперь шикарная строительная компания, а Фортинбрас — принц, который хочет захватить Данию — это название общины людей, живущих в недостроенном небоскрёбе. Это здание фактически *становится* основной декорацией для всей драмы, что очень умный способ связать всё воедино и заставить сюжет работать.

Операторская работа Стюарта Бентли погружает зрителя непосредственно в повествование. Фильм начинается с неподвижных, формальных кадров во время похорон короля Гамлета, но быстро становится дрожащим и неустойчивым, когда Гамлет узнаёт о планах своей матери выйти замуж снова и сталкивается с призраком своего отца – что отражает его распадающееся психическое состояние. Этот интимный, крупный план последовательно помещает зрителя рядом с Гамлетом, позволяя не просто наблюдать за его упадком, а чувствовать себя участником происходящего. Нам отводится роль доверенного лица, наблюдающего за его планами мести из первых рук, и даже разделяющего его самые уязвимые моменты, такие как его знаменитый монолог «быть или не быть». Этот приём особенно эффективен, учитывая сосредоточенность истории на изоляции Гамлета, и заслуживает похвалы за то, что позволяет нам почувствовать полную связь с его путешествием, даже несмотря на то, что концовка остаётся верной оригинальной истории.

Ахмед демонстрирует мощную актерскую игру в роли Гамлета, и действительно передает его внутреннюю борьбу. Он изображает принца как сложную смесь юношеской невинности, мстительного гнева, уязвимости и дикости, становясь эмоциональным центром этой фрагментированной истории. Фильм мудро фокусируется на самом Гамлете, поэтому, хотя некоторые знакомые сцены и персонажи сведены к минимуму — например, знаменитый совет Полония или дуэль с Лаэртом (эффективно сыгранным Джо Алвином) — их не хватает. Эта адаптация не пытается быть окончательной версией, в отличие от некоторых других (таких как адаптация Брэна, которая близко следовала оригинальному тексту Шекспира). Вместо этого режиссер и Ахмед принимают бремя прошлых адаптаций и используют его в своих интересах. Их Гамлет одновременно узнаваем и освежающе отличается, и это делает его таким захватывающим. Пока персонаж борется с жизнью и смертью, эта адаптация уверенно прокладывает свой собственный путь.

Смотрите также

2025-09-23 18:59