70 лет спустя Годзилла продолжает давать человечеству четкое и срочное предупреждение

70 лет спустя Годзилла продолжает давать человечеству четкое и срочное предупреждение

Когда я был ребенком, выросшим в послевоенной Японии, я был очарован возвышающейся фигурой Годзиллы. Однако только когда я посмотрел «Годзиллу против Хедоры», мое восприятие культового монстра резко изменилось. Мощная идея фильма о загрязнении и деградации окружающей среды глубоко нашла во мне отклик, отражая обеспокоенность многих японцев того времени.


Нобелевская премия мира 2024 года была вручена Нихон Хиданкё, коллективу японских организаций, представляющих выживших после атомной и водородной бомбы. На протяжении многих лет эти люди неустанно выступали за осведомленность об опасности ядерной войны, однако их предупреждения поначалу часто игнорировались во многих частях мира.

Нобелевский комитет в своем заявлении отметил, что результаты тех, кто пережил пожары Хиросимы и Нагасаки, ранее долгое время упускались из виду и скрывались от глаз. В ответ местные группы переживших атомную катастрофу в 1956 году основали Нихон Хиданкё для борьбы с этим упущением.

70 лет спустя Годзилла продолжает давать человечеству четкое и срочное предупреждение

Одновременно с созданием Нихон Хиданкё Япония опубликовала еще одну предостерегающую историю: колоссальный зверь, опустошивший Токио выбросами радиоактивного дыхания. Фильм 1954 года «Годзилла» положил начало серии, призывающей зрителей сохранять нашу планету на протяжении последних семи десятилетий.

Мы углубились в известные японские средства массовой информации, деловую этику и устойчивое развитие, но обнаружили общее увлечение Годзиллой после землетрясения, цунами и катастрофы на атомной электростанции Фукусима-1 в 2011 году. С нашей точки зрения, эти фильмы служат мощным напоминанием о надвигающемся экологическом кризисе Земли. Хотя немногие выжившие остаются, чтобы предупредить человечество о последствиях применения ядерного оружия, Годзилла продолжает символически существовать.

В атомный век

С 1945 по 1954 год японское население пережило почти десятилетие радиации в результате атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, а также последующих ядерных испытаний США, проведенных на атолле Бикини.

В 1954 году, когда США взорвали первую водородную бомбу, разрушения вышли за пределы предполагаемой зоны удара. Японское рыболовное судно Lucky Dragon No. 5, находившееся вдали от запретной зоны, было заражено радиоактивным пеплом. В результате все члены экипажа заболели, а один рыбак скончался от болезни в течение года. Этот прискорбный инцидент получил широкое освещение в японских СМИ.

Во вступительной части «Годзиллы» происходит похожий случай, когда беззащитные японские корабли уничтожаются, по-видимому, невидимой силой.

Годзилла предлагает глубокие социальные дискуссии, запутанных персонажей и современные визуальные эффекты, которые опередили свою эпоху. Значительная часть фильма вращается вокруг персонажей, размышляющих о своих обязательствах — друг перед другом, перед сообществом и экосистемой.

Когда-то я был всего лишь ребенком, которому в руки попал «Годзилла, король монстров!» — фильм, который за пределами Японии больше походил на зарытый клад. Американские лицензиары взяли этот классический фильм 1954 года и немного переработали, вырезали медленные сцены, добавили свежие кадры с канадским актером Рэймондом Берром в главной роли, сшили все это воедино и даже написали собственный английский сценарий, наполненный динамичными диалогами.

Когда-то, когда я услышал имя «Годзилла», я подумал, что это просто монстр, популяризированный Голливудом. Но мало ли я знал, что изначально этот фильм был создан в Японии, и этот факт открылся мне, когда фильм был переиздан на международном уровне к своему 50-летнему юбилею в 2004 году, что наконец привело настоящего Годзиллу в мой мир!

От радиации к загрязнению

По всему миру персонаж, известный как «Годзилла», породил множество японских сиквелов и адаптаций. Первоначально изображавшийся как разрушительный монстр, Годзилла в этих японских постановках постепенно превратился в чудовищного защитника человечества. Это изменение характера отразилось и в последующих фильмах американского производства.

В 1971 году свежая, молодая творческая группа попыталась дать новое определение Годзилле для современной эпохи с помощью «Годзиллы против Хедоры». В этот период режиссер Ёсимицу Банно уже был популярен после завершения документального фильма о стихийных бедствиях. Этот опыт заставил его переключить внимание Годзиллы с ядерных проблем на загрязнение окружающей среды.

Коллективная память о Второй мировой войне постепенно уменьшалась, как и о массовых протестах Анпо в 1959 и 1960 годах, которые объединили примерно одну треть японского населения, чтобы противостоять возобновлению американо-японского договора о безопасности. Среди протестующих были домохозяйки, которые выразили беспокойство по поводу сообщений о том, что рыба, пойманная «Счастливым драконом № 5», в конечном итоге продается на японских рынках.

Одновременно с этим рос уровень загрязнения. В 1969 году Митико Ишимуре выпустила «Рай в море печали: наша болезнь Минамата», работу, которую часто сравнивают с плодотворной книгой об окружающей среде Рэйчел Карсон «Безмолвная весна». Яркое изображение Ишимуре жизней, разрушенных выбросом метилртути корпорацией Chisso в море Сирануи, вызвало осознание среди многих жителей Японии пренебрежительного отношения их правительства к защите граждан от промышленного загрязнения.

«Годзилла против Хедоры» вращается вокруг противостояния Годзиллы с Хедорой, инопланетным существом, которое расширяется до колоссальных размеров, поглощая вредные отходы и загрязнения. Фильм начинается с того, что женщина весело напевает об экологической катастрофе, в то время как молодые люди бурно развлекаются в подземном танцевальном клубе. .

В этом фильме сохраняется смесь отчаяния и снисходительности, создавая несбалансированную картину, включающую в себя различные элементы, такие как продолжительная сцена с котенком, покрытым масляным пятном, анимационный фрагмент и необычная сцена, в которой Годзилла, по-видимому, плывет, используя свое радиоактивное дыхание. .

После победы Годзиллы над Хедорой в фильме он извлекает кучу загрязненной грязи из тела Хедоры, задумчиво исследует ее, а затем фиксирует взгляд на людях-прохожих, как изображенных на экране, так и на зрителях фильма. Вывод очевиден: вместо того, чтобы праздно оплакивать приближающуюся катастрофу, давайте начнем действовать и изменить ситуацию.

Первоначально фильм «Годзилла против Хедоры» провалился в кинотеатрах, но со временем приобрел преданных поклонников, став культовой классикой. Изображение Годзиллы как защитника Земли от угроз остается актуальным и до сих пор встречается в двух современных сериалах о Годзилле.

Одна линия фильмов принадлежит оригинальной японской студии, которая выпустила «Годзиллу». Другая линия производится американскими лицензиарами, создающими эко-блокбастеры, в которых энвайронментализм «Годзиллы» сочетается со зрелищем «Короля монстров».

Падение общественного доверия

Как геймер, я вырос на рассказах об инциденте на Фукусиме 2011 года — трагическом событии, запечатлевшемся глубоко в коллективном сознании Японии. Очистка и демонтаж этой пострадавшей атомной электростанции продолжаются, окутанные дебатами по поводу постоянных утечек радиоактивной воды, используемой для ее охлаждения. Некоторым жителям было разрешено посещение их домов, но они пока не могут вернуться, поскольку тысячи рабочих неутомимо просеивают верхний слой почвы, ветки и другой мусор, обеззараживая пострадавшие районы.

До Фукусимы Япония получала примерно треть своей электроэнергии из ядерных источников. Однако после катастрофы общее отношение к атомной энергетике стало более негативным, особенно когда выяснилось, что регулирующие органы недооценили риски на АЭС. Несмотря на то, что Япония в настоящее время импортирует около 90% своих энергетических потребностей, более 70% населения сейчас против ядерной энергетики.

Фильм 2016 года «Годзилла Син», вышедший после катастрофы на Фукусиме, возрождает франшизу Годзиллы в современной Японии, представляя новый вид Годзиллы. Этот новый монстр, представляющий собой пугающую параллель с разрушениями и реакцией правительства на тройную катастрофу на Фукусиме, служит основным сюжетом. Когда японская администрация оказывается в замешательстве и дезорганизации после первых нападений на Годзиллу, японский правительственный чиновник объединяет усилия с американским специальным посланником, чтобы остановить недавно названного Годзиллу, прежде чем глобальный страх приведет к новому использованию ядерного оружия.

Их успех предполагает, что, хотя национальные правительства призваны сыграть важную роль в крупных стихийных бедствиях, для успешного восстановления необходимы люди, наделенные полномочиями действовать индивидуально.

Смотрите также

2024-10-18 18:00