39 лет назад культовый дуэт создал шокирующе мрачную историю о Супермене и навсегда изменил супергероев

39 лет назад культовый дуэт создал шокирующе мрачную историю о Супермене и навсегда изменил супергероев

Как преданный энтузиаст комиксов и знаток богатого разнообразия этого жанра, я восхищаюсь выдающимся вкладом Дэйва Гиббонса в мир комиксов. От его новаторской работы над «Для человека, у которого есть все» до его знакового сотрудничества с Аланом Муром над «Хранителями» — очевидно, что Гиббонс оставил неизгладимый след в индустрии.


Различные дискуссии среди энтузиастов супергероев остаются нерешенными, часто сосредотачиваясь на таких матчах, как Супермен против Бэтмена, Железный человек против Капитана Америки или DC против Марвела. Однако есть момент, в котором все фанаты, кажется, находят общий язык – значение 1986 года в истории комиксов. Причина этого консенсуса проста: в этом году было опубликовано несколько плодотворных комиксов.

  1. Возвращение Темного рыцаря Фрэнка Миллера — эпическая история о пожилом Бэтмене, который выходит из отставки, чтобы спасти Готэм-сити перед лицом упадка Америки.
  2. «Хранители» Алана Мура и Дэйва Гиббона — тщательная деконструкция всего супергеройского жанра, а также просто чертовски хороший комикс.
  3. «Маус» Арта Шпигельмана, который с потрясающим эффектом пересказал историю Холокоста в форме комикса.
  • Среди других примечательных событий 1986 года — завершение сериала «Кризис на бесконечных землях» округа Колумбия, в котором изобрели событие перехода супергероев в том виде, в каком мы его знаем; и основание компании Dark Horse Comics, которая впоследствии опубликовала Город грехов, Хеллбой, Академия Амбрелла и другие.

Эти три комикса значительно расширили границы своего жанра, представив грубые, интенсивные повествования, которые надолго повлияли на индустрию комиксов. Более того, они фундаментально переопределили, что значит быть «комиксом».

Гиббонс, известный своей работой над «Хранителями», объяснил Inverse, что комиксы — это скорее средство массовой информации, чем просто жанр. Это означает, что они не ограничиваются простыми историями о супергероях или приключенческими историями. Вместо этого они предлагают платформу для рассказа различных историй.

Однако, прежде чем дать новое определение всему жанру супергероев посредством своей новаторской работы «Хранители», Гиббонс и Мур столкнулись с непростой задачей: найти самого известного из существующих супергероев.

39 лет назад культовый дуэт создал шокирующе мрачную историю о Супермене и навсегда изменил супергероев

Еще в 1985 году я наткнулся на «Для человека, у которого есть все», историю о Супермене, которая не была похожа ни на одну другую историю до или после. В этом комиксе мой любимый герой Кал-Эл оказался в ловушке в альтернативной вселенной, где Криптон так и не встретил своей гибели и никогда не путешествовал на Землю. Вместо этого он жил мирной, довольной жизнью со своей женой и детьми. Но вскоре рай превратился в хаос, когда воцарились преступность, наркотики, беспорядки, ксенофобия, жестокость полиции и даже митинг, напоминающий ККК. Мур и Гиббонс нарисовали зеркальное отражение самых темных аспектов нашего общества на этой версии Криптона, дав понять, что даже в мире без разрушений человечество все еще может создавать свои собственные беспорядки.

Эта история, занимающая всего 40 страниц, умело переплетает второстепенный сюжет, в котором динамичное трио Чудо-женщины, Бэтмена и Робина сражается со злобным инопланетянином, создавая при этом глубокую аллегорию, которая остается впечатляющей и по сей день.

«Это демонстрировало влияние фашистского мышления», — говорит Гиббонс.

Комикс «Для человека, у которого есть все» заложил основу для социальных и политических комментариев, которые можно найти в современных повествованиях о супергероях. Если бы не это новаторское произведение (и волна мгновенной классики, появившаяся год спустя), современные супергерои были бы значительно менее захватывающими. Чтобы понять, как произошла такая трансформация, нам нужно вернуться к тому периоду, когда те, кто вырос на комиксах, наконец-то смогли рассказать свои собственные истории.

Первое поколение комиксов

39 лет назад культовый дуэт создал шокирующе мрачную историю о Супермене и навсегда изменил супергероев

Еще в крутом Лондоне 50-х и свингующих 60-х я, молодой геймер в душе, родился и вырос. Мне посчастливилось вырасти в то время, когда яркий мир популярных американских комиксов дебютировал за океаном, начиная с 1959 года – поговорим о том, чтобы оказаться в нужном месте в нужное время!

Он заявляет, что мы больше походили на детей около 10 лет, что делает нас идеальными для комиксов такого типа» или, альтернативно: «Он отмечает, что, поскольку мы выглядели примерно 10-летними детьми, комиксы такого типа были нацелены именно на нас.

Как преданный, я хотел бы подчеркнуть, что в этот творческий квартет входят Гиббонс, Мур, Брайан Боланд и Кевин О’Нил. Брайан Боланд, известный своей работой над первыми комиксами о судье Дредде и графическим романом 1988 года «Бэтмен: Убийственная шутка», является частью нашей команды. Точно так же к нам присоединяется Кевин О’Нил, соавтор «Лиги выдающихся джентльменов». Нас всех объединяет наша общая история с 2000 AD, новаторским британским журналом комиксов, который дебютировал в 1977 году. Эта платформа взращивала новые таланты и демонстрировала более острые истории, прокладывая путь для новаторских работ.

К 1980-м годам люди, воспитанные комиксами, были готовы представить свою точку зрения более широкой публике. Их творения можно было бы назвать суровыми и авангардными, но, по словам Гиббонса, их связывает преданность уважительному отношению к комиксам.

Как преданный поклонник, я могу сказать, что многие начинающие художники и писатели в прошлом рассматривали комиксы как средство просто свести концы с концами — ступеньку, если хотите. Однако мое поколение было пионером, осмелившимся представить себе дело всей жизни внутри этой среды. Мы жаждали создавать свои шедевры в области комиксов.

39 лет назад культовый дуэт создал шокирующе мрачную историю о Супермене и навсегда изменил супергероев

В то же время Гиббонс и его коллеги считали себя аутсайдерами по одному основному фактору: комиксы преимущественно происходили из США.

Гиббонс объясняет, что, работая с американским контентом, мы привнесли в него нотку нашего отчетливо британского взгляда. Поэтому, хотя мы восхищались очарованием Нью-Йорка как далекого Вавилона, производящего комиксы, нам нравилось быть аутсайдерами, символически бросая в него камни издалека.

39 лет назад культовый дуэт создал шокирующе мрачную историю о Супермене и навсегда изменил супергероев

Независимо от того, откуда они были родом, американцы проявили энтузиазм, и Вашингтон, округ Колумбия, в частности, обратил внимание на инновационный подход, продемонстрированный в «2000 году нашей эры». Заинтригованные, два старших редактора из города, Дик Джордано и Джо Орландо, отправились в Великобританию в поисках талантов. Вскоре после этого Алан Мур и Дэйв Гиббонс начали работать в DC Comics. Это был всего лишь вопрос времени, когда они возьмут в свои руки наследие Супермена.

Для человека, у которого есть все

39 лет назад культовый дуэт создал шокирующе мрачную историю о Супермене и навсегда изменил супергероев

В рассказе «Для человека, у которого есть все» центральное место занимает внеземное растение под названием «Черное милосердие». Этот своеобразный вид действует как паразит, вторгаясь в своего хозяина и подавляя все чувства, делая его неподвижным и перенося его разум в мир грез, созданный с учетом его самых заветных желаний. Для Супермена это фантазия, в которой Криптон остается нетронутым.

Первоначально Бэтмен, Робин и Чудо-женщина отправились навестить Супермена в его Крепость Одиночества на празднование его дня рождения. Однако перед их прибытием внезапно появляется Монгул — злой инопланетянин и ловит Кал-Эла с помощью Черного Милосердия. Наши герои пытаются сразиться с этим грозным злодеем, но, к сожалению, он оказывается слишком грозным. Их последним спасением является сам Супермен, который в настоящее время заперт в созданном им самим же фантастическом мире.

В сознании Супермена мечта быстро превращается в ужасную реальность. В свой день рождения Кал-Эл знакомится со своим отцом Джор-Элом, который признается, что присоединился к могущественной религиозной группе, имеющей политическое влияние, с целью восстановить власть, которую он потерял из-за неправильного предсказания надвигающегося столкновения астероида с их планетой. Супермен пытается урезонить своего отца, но вместо этого Джор-Эл начинает разглагольствовать об ухудшении моральных ценностей. В остром комиксе резкие слова Джор-Эла текут по странице, обнажая сверкающие башни футуристического города наверху и хаотичные улицы, наполненные преступностью внизу.

39 лет назад культовый дуэт создал шокирующе мрачную историю о Супермене и навсегда изменил супергероев

Этот образ Криптона может показаться вам неожиданным — в конце концов, разве это не должно было быть идеальным обществом, местом рождения Супермена? Однако на самом деле эта концепция вытекает из корней его личности.

Гиббонс отмечает, что популярные комиксы о Супермене подразумевают социальную напряженность», — говорит он. «Джор-Эл, отец Кал-Эла, предсказывал надвигающуюся катастрофу, однако руководящий орган проигнорировал его предупреждения. Поэтому история несет в себе тонкий политический подтекст.

Основываясь на этой первоначальной концепции, Гиббонс и Мур разработали целое повествование, размышляя о том, какой могла бы быть жизнь Супермена, если бы его отец ошибался, и исследуя возможность того, что планета Криптон не так идеальна, как считал Кал-Эл.

39 лет назад культовый дуэт создал шокирующе мрачную историю о Супермене и навсегда изменил супергероев

Гиббонс объясняет: «Мы издалека наблюдали только высокие вершины Криптона, а не его повседневную жизнь большинства его жителей. Это было место, которое часто описывали как чудесное, райское и легендарное. Идея заключалась в том, что под каждым великолепным современным городом скрывается подбрюшье бедности и трущоб.

Далее в комиксе Кал-Эл пытается сбежать из города со своим ребенком, но вместо этого они оказываются вовлеченными в жестокую политическую демонстрацию. Фанатики, одетые в красные мантии и несущие пылающие кресты, заполняют улицы, когда Джор-Эл берет на себя управление в качестве их лидера. Полицейские, вооруженные, как судья Дредд (умная отсылка к более ранней работе Гиббонса и Мура о 2000 году нашей эры), противостоят контрпротестующим.

39 лет назад культовый дуэт создал шокирующе мрачную историю о Супермене и навсегда изменил супергероев

В вымышленной вселенной Супермена мы начинаем замечать трещины, возникающие по мере того, как она сливается с неумолимой реальностью, в которой он вырос. По совпадению, в то время, когда консервативные правительства находились у власти как в США, так и в Великобритании, неудивительно, что эта версия Криптона перерождается в экстремистский политический хаос.

Гиббонс отмечает: «Это напоминает драматическую атмосферу, царящую на крупномасштабных нацистских собраниях, с сильным ощущением того, что люди являются частью могущественного коллектива.

Супермен достигает своего предела и вырывается из транса, возвращаясь в реальный мир. У нас осталась всего одна напряженная битва, прежде чем наши герои одолеют Монгула, заключив его в кошмар жестокого завоевания. В разгар этого Бэтмен на мгновение попадает в плен к Черному Милосердию, но позже признает, что во сне его родители были живы, и он женился на Бэтвумен. В конце истории Супермен и Чудо-женщина страстно целуются в день рождения.

39 лет назад культовый дуэт создал шокирующе мрачную историю о Супермене и навсегда изменил супергероев

На основе оригинального повествования «Человека, у которого есть все» возникло множество сказок и интерпретаций. В мультсериале Warner Justice League Unlimited была предпринята попытка 20-минутной интерпретации, однако она поразительно устранила любые намеки на социально-политические идеи.

Истинное влияние этого комикса не ограничивается одной историей; вместо этого это открыло возможность другим создателям углубиться в более темные аспекты основных супергероев, в том числе тех, кто известен своей этикой и моралью. Тем не менее, остается шанс, что режиссер постарается точно изобразить оригинальный комикс.

Гиббонс заявляет, что считает историю, написанную Аланом, фантастической и считает, что она станет отличным продолжением для по-настоящему захватывающего фильма.

Хранители и сожаления

39 лет назад культовый дуэт создал шокирующе мрачную историю о Супермене и навсегда изменил супергероев

В упрощенной и увлекательной форме основной вопрос «Человека, у которого есть все» можно перефразировать так: «Представьте, если бы Криптон действительно существовал?». В последующей работе Гиббонса и Мура, Хранители, центральный вопрос можно сформулировать так: «Что, если бы супергерои были не просто вымышленными персонажами, а реальными людьми?».

Гиббонс отметил, что если бы супергерои действительно существовали, они не обязательно пользовались бы любовью. Вместо этого могут возникнуть подозрения, что они используют свои необычные способности для действий, вредных для обычных людей.

В захватывающем мире «Хранителей» я оказываюсь персонажем, не сильно отличающимся от изображенных супергероев. Однако, в отличие от традиционного образа героя, создатель Алан Мур тонко напоминает нам, что эти персонажи не всегда являются рыцарями в сияющих доспехах, как мы могли бы подумать. Возможно, они сыграли значительную роль в формировании глобального политического ландшафта, склонив чашу весов во Вьетнамской войне и сделав США единственной ядерной державой планеты, благодаря загадочной фигуре доктора Манхэттена — живому воплощению атомной энергии.

39 лет назад культовый дуэт создал шокирующе мрачную историю о Супермене и навсегда изменил супергероев

Графический роман Хранители оказал значительное влияние на индустрию комиксов, найдя отклик у фанатов, глубоко разбирающихся в знаниях о супергероях. Подобно тому, как Алан Мур и Дэйв Гиббонс олицетворяли группу создателей, взращенных на комиксах, Хранители представляли собой повествование, созданное для тех, кто глубоко погружен в мир супергероев. Такие персонажи, как Ночная Сова, служили тонкими отсылками к известным героям, таким как Бэтмен, и эти общие знания позволяли создавать сложные слои метакомментариев и подтекста, которые могли быть потеряны для более ранней аудитории.

В отличие от Алана Мура, который последовательно дистанцировался от «Хранителей», Гиббонс всегда оставался связанным с проектом. Он даже внес свой вклад в некоторые адаптации и высоко оценил сериал HBO. Однако если есть что-то, чего он желает иначе, так это то, что индустрия комиксов, возможно, неправильно поняла влияние его работы.

Как преданный фанат, я не могу не вспомнить об изменении, которое меня немного разочаровало. Американские комиксы начали склоняться к более мрачному и суровому тону, и, хотя это было несколько интригующе, временами казалось поверхностным. Трудно не испытывать сочувствия к фанатам, которые пережили мрачный и скучный период комиксов, длившийся почти десять лет.

39 лет назад культовый дуэт создал шокирующе мрачную историю о Супермене и навсегда изменил супергероев

Первоначально они планировали пойти против этой тенденции, приняв в качестве альтернативы менее известного супергероя DC.

Гиббонс упомянул, что если они с Аланом и занимались какими-либо проектами после «Хранителей», они часто обсуждали создание нового взгляда на Капитана Марвела/Шазама, поскольку их привлекал связанный с ним причудливый, несколько абсурдный и комедийный стиль.

Разговор с Дэйвом Гиббонсом не оставляет сомнений в его гордости за свою комическую работу. Действительно, ему есть чем гордиться: от «Для человека, у которого есть все» и «Хранителей» до культовых комиксов «Зеленый Фонарь», совместного создания Kingsman с Марком Милларом и даже вклада в развитие ранних персонажей «Доктора Кто». Его влияние распространяется и дальше, но нельзя отрицать, что его самое значительное влияние пришло в 1986 году, годом ранее, когда он воплотил в жизнь одну из лучших и самых мрачных историй о Супермене.

Изучите глубокую информацию, содержащуюся в выпуске «Супергерой» Inverse 2024 года, который искусно курирует Зак Снайдер, и раскрываете истинную суть жанра — отражение нашего универсального человеческого пути. Узнайте больше об этом выпуске, перейдя по предоставленной ссылке.

Смотрите также

2024-10-15 17:09