15 лет назад Эдриан Броуди снял самый недооцененный научно-фантастический триллер десятилетия

15 лет назад Эдриан Броуди снял самый недооцененный научно-фантастический триллер десятилетия

Как опытный геймер с более чем двадцатилетним опытом за плечами, я играл в бесчисленное количество игр, охватывающих различные жанры и темы. Однако ни один из них так не передал тревожную смесь научной фантастики, ужасов и эмоционального хаоса, как шедевр Винченцо Натали «Сплайс».


Клайв (Эдриан Броуди) и Эльза (Сара Полли) переживают самый страшный сценарий для каждого молодого родителя: их ребенок Дрен страдает от постоянной лихорадки. Холодная ванна не облегчает ее дискомфорт, они не уверены в правильности лечения и не могут проконсультироваться с педиатром, потому что Дрен не обычный ребенок. Напротив, она уникальное творение — «гибрид», результат тайного лабораторного эксперимента, в котором объединились ДНК человека и животного. У нее легкие, как у амфибии, ядовитый хвост и, что еще более необычно, она может убирать крылья.

В фильме Сплайс двое исследователей демонстрируют непоколебимую самоуверенность, играя роль творцов, но они совершенно не готовы к вызовам родительства. Процесс создания жизни упрощается за счет быстрых последовательностей, показывающих строки компьютерного кода, пробирки и модели ДНК, однако его создание оказывается гораздо более сложным, чем любой лабораторный эксперимент мог бы когда-либо имитировать. Сюжет не скупится на научно-фантастические странности, демонстрируя меняющие пол организмы и напряженное взаимодействие видов и психологии, заставляющее зрителей нервничать. Несмотря на фантастические элементы и сомнительные научные предпосылки, фильм предлагает неожиданное понимание требований родительства.

В фильме Винченцо Натали роли ученого и любящего родителя часто пересекаются, начиная со сцены, на первый взгляд напоминающей рождение ребенка. Диалог включает типичный медицинский разговор о частоте сердечных сокращений и артериальном давлении, за которым следует традиционное перерезание пуповины, и пара, выражающая широко раскрытыми глазами любовное восхищение. Клайв восклицает: «Он просто идеален», а Эльза восторгается: «Он такой очаровательный». Когда она достает видеокамеру, кажется, что она намерена запечатлеть первые мгновения жизни ребенка.

Через объектив камеры мы наконец можем наблюдать то, на чем она фокусируется — извивающийся бесформенный мешок, наполненный плотью, покоящийся в руках Клайва. Поскольку Фред, это странное существо, заключен в стеклянный контейнер, а Эльза продолжает запись, становится очевидным, что эта ситуация является жуткой интерпретацией документирования первоначальных достижений ребенка. Ученые предвидят, как Фред отреагирует на другой гибрид, Джинджер, подобно тому, как родители могут поощрять своего ребенка заводить друзей в дошкольном учреждении. От использования человеческих имен до милого обращения к подопытным — «Наш мальчик вырастает довольно красивым молодым человеком», — замечает один научный сотрудник — в том, что должно быть объективным исследованием, просачивается тревожная эмоциональная привязанность.

Когда Дрен изготавливается, Клайв приходит на работу измученный испытаниями, как родитель, которому не дает спать новорожденный ребенок. Это одновременно разочарование от ее постоянного плача и радость, когда она начинает соблюдать режим кормления. Как и любые молодые родители, Клайв и Эльза испытывают напряжение в своих романтических отношениях, пренебрегая своими старшими детьми, Фредом и Джинджер. Однако уникальный генетический состав Дрена приводит к быстрому старению, вызывая новые осложнения у пары. Теперь Дрен больше похож на неуправляемого подростка, с которым они не могут справиться, и на эксперимент, который они не могут контролировать. Удивительно, когда Эльза называет младенца Дрена «милым», поскольку это нарушает профессиональную дистанцию, ожидаемую от ученых, но также странно, когда она упрекает старшего Дрена за плохое поведение, поскольку это не похоже на заботливую позицию, которую она позже заняла.

15 лет назад Эдриан Броуди снял самый недооцененный научно-фантастический триллер десятилетия

В менее традиционной манере Эльза и Клайв кажутся более непринужденными со своими божественными личностями, чем со своими родительскими ролями. Поначалу Эльза не ожидает какой-либо эмоциональной привязанности к существу, предпочитая развивать жизнеспособный эмбрион из научного любопытства. Она не решается заводить детей из-за многочисленных изменений в жизни, которые они принесут. Чтобы подчеркнуть ее опасения, в фильме изображен плод Дрен, набрасывающийся на Эльзу, вызывающий припадок — мрачное изображение физических потерь, которые роды могут принести женщинам. Позже Эльза отклоняет просьбу Клайва прекратить жизнь существа, утверждая, что это необходимо для дальнейших исследований. Однако, когда она начинает воспринимать Дрена как свою дочь, ее отстраненное поведение исчезает.

В повествование фильма тонко вплетены опасения Эльзы по поводу родительских обязанностей, возникшие из-за ее бурного воспитания под суровой, властной матерью. Когда Эльза начинает проявлять подобное контролирующее поведение по отношению к Дрену, замаскированное под строгие научные процедуры, фильм ставит интригующий вопрос: можно ли быть одновременно компетентным ученым и заботливым родителем? Побеждает ли холодная логика и рациональность эмоциональные побуждения? Могут ли сочувствие и доброта помочь сделать трудный, но прагматичный выбор?

Первоначальный сюрприз в фильме раскрывает сложные отношения Эльзы с ее двойной личностью; Оказывается, человеческая ДНК Дрена была получена не от анонимного донора, как утверждалось ранее, а от самой Эльзы. Далее следует более пугающее откровение: Дрен внезапно трансформируется и впоследствии нападает на Эльзу, оплодотворяя ее. Этот акт, по-видимому, вызван научным любопытством по поводу создания нового гибрида, но также служит второй попыткой вырастить ребенка в среде абсолютного контроля. В конце Сплайса Эльза воплощает самое захватывающее сочетание выбора и последствий в фильме, представляя одновременно Бога и мать.

Смотрите также

2024-09-15 16:29