35 лет назад скандально известный киберпанк-фильм спас японскую научную фантастику

35 лет назад скандально известный киберпанк-фильм спас японскую научную фантастику

35 лет назад скандально известный киберпанк-фильм спас японскую научную фантастику

Как поклонник японского кино, я не могу не испытывать глубокую признательность Шинья Цукамото и его новаторскому фильму «Тэцуо: Железный человек». Конец 80-х был тяжелым временем для японского кино: посещаемость падала, а крупные студии изо всех сил пытались идти в ногу со временем. Но среди этого мрачного пейзажа из андеграундной сцены вышла новая волна независимых кинематографистов, которые использовали малобюджетные постановки и инновационные методы, чтобы оставить свой след.


В конце 1980-х годов японское кино пережило значительный спад. Всплеск количества пунктов проката видеокассет и импортных голливудских фильмов привел к тому, что японские кинотеатры остались скудной аудиторией для отечественных фильмов. Крупные студии золотого века 1950-х годов, такие как Toho (известная производством «Годзиллы»), боролись с творческим истощением и изо всех сил пытались удержать свой бизнес на плаву. Хотя были и заметные исключения, такие как «Навсикая из долины ветров» Хаяо Миядзаки и комедия Дзюзо Итами «Похороны», цифры кассовых сборов показали мрачную историю: посещаемость упала с 1,2 миллиарда в 1960 году до всего лишь 200 миллионов в 1980 году. Даже престижные награды, такие как Золотая пальмовая ветвь в Каннах для ветеранов кино Акиры Куросавы («Кагемуша») и Сёхэя Имамура («Баллада о Нараяме»), не смогли остановить восприятие ухудшения качества кинематографа. Критики дошли до того, что назвали 1980-е годы потерянным десятилетием японского кино.

За пределами внимания голливудских экранов на японской киносцене происходили значительные преобразования. Когда крупные студии, такие как Nikkatsu, испытывали финансовые трудности и ради выживания обратились к фильмам для взрослых, возникла подпольная индустрия «розового кино», предлагающая возможности начинающим режиссерам, которых игнорируют основные продюсерские дома. Эта эпоха прямых видео стала благодатной почвой для новых талантов, таких как Сого Исии (известный по «Burst City»), Синдзи Сомай («Клуб Тайфун») и Киёси Куросава («Лечение»). Эти молодые провидцы были пионерами инновационных методов финансирования и производства фильмов. Кроме того, начало первого в Японии независимого кинофестиваля, Кинофестиваля Пиа в 1977 году, предоставило этим художникам столь необходимую платформу для демонстрации своих работ.

Как поклонник истории кино, меня всегда заинтриговали истории тех, кто бросил вызов всему, чтобы оставить свой след в киноиндустрии. Одним из таких людей является Шинья Цукамото, страстный молодой человек, чья любовь к фильмам о гигантских монстрах переросла в карьеру кинорежиссера. Эта трансформация началась, когда его отец принес домой камеру Super 8.

Я большой поклонник «Тэцуо: Железный человек». Этот фильм представляет собой впечатляющий подвиг домашнего кинопроизводства, представляющий мрачную антиутопическую историю о безымянном служащем (Томорово Тагучи), претерпевающем болезненную металлическую трансформацию, напоминающую «Муху» Дэвида Кроненберга. Монохромная графика, тяжелый индустриальный саундтрек и ржавые металлические декорации на свалке напоминают классические боди-хорроры, такие как «Голова-ластик» и «Чужой». Благодаря своему ярко выраженному творческому видению, продемонстрированному захватывающими покадровыми сценами и хаотичными методами монтажа, «Тэцуо» остается визуально ошеломляющей вехой в авангардном кино. И давайте не будем забывать об этих культовых сценах пениса с пневматической дрелью.

Если бы не рекомендации критиков, дебют фильма на Римском Фантафестивале прошел бы сдержанно. Примечательно, что европейский жанровый фестиваль принял заявку и вручил ей высшую награду. Это признание пришло к аудитории, в которую входил известный режиссер Алехандро Ходоровски, известный по фильму «Святая гора». Последствия были серьезными: «Тэцуо: Железный человек» вернулся в Токио для трехмесячной серии ночных показов, а слухи из уст в уста способствовали тому, что фильм стал успешной продажей домашнего видео. В разгар набирающей популярность киберпанк-фильмов Дэвида Кроненберга, Ридли Скотта и Джеймса Кэмерона, развратная эстетика «Тэцуо: Железный человек» вызвала интерес западной аудитории, особенно одновременно с выходом еще одного значимого японского фильма-антиутопии «Акира». После трехлетних международных фестивальных туров «Тэцуо: Железный человек» получил театральные релизы в Великобритании и США, поскольку японское кино вернуло себе известность.

35 лет назад скандально известный киберпанк-фильм спас японскую научную фантастику

Как геймер, интересующийся историей кино, я могу вам сказать, что на рубеже тысячелетий японское кино переживало серьезное возрождение. Международные кинофестивали в Каннах и Венеции начали отмечать новаторские работы из Японии, ознаменовав начало новой волны в японском кинопроизводстве. Этот всплеск еще больше подогревался глобальным увлечением японскими фильмами ужасов, которое набрало обороты примерно в конце 90-х. Такие фильмы, как «Лечение» (Киеси Куросава, 1997), «Кольцо» (Хидео Наката, 1998) и «Прослушивание» (Такаси Миике, 1999) – все они созданы кинематографистами, которые оттачивали свое мастерство на фильмах, предназначенных для прямой трансляции видео, и розовом цвете. фильмы — мгновенно стали хитами среди зарубежной аудитории, когда начался бум J-Horror. Неудивительно, что дистрибьюторы, стремящиеся извлечь выгоду из этой тенденции, быстро получили права на такие игры, как «Тэцуо: Железный человек».

Несмотря на свой явно авангардный характер и уникальную индивидуальность, отличающуюся от произведений 90-х, «Тэцуо: Железный человек» по-прежнему связан с их достижениями. Миике признал этот долг, сняв Цукамото в другом новаторском фильме того времени, ультражестоком гангстерском фильме 2001 года «Ичи-убийца». Инди-постановка Цукамото на металлическую тематику проложила путь возрождению японского кино на Западе, вызвав интерес у зрителей, жаждущих жанровых фильмов, превосходящих голливудские предложения. Как сказал один персонаж фильма: «Ваше будущее — металл», и это пророчество в конечном итоге сбылось.

Смотрите также

2024-07-06 15:28