Сканирование мозга джазовых музыкантов может раскрыть тайну творческого потока

Сканирование мозга джазовых музыкантов может раскрыть тайну творческого потока

Сканирование мозга джазовых музыкантов может раскрыть тайну творческого потока

Нахождение «в потоке» означает динамическое состояние, в котором расцветает творчество, повышается продуктивность, а сознание достигает повышенного уровня. Некоторые психологи утверждают, что это состояние связано не только с профессиональными достижениями в таких отраслях, как бизнес и искусство, но и с подлинным счастьем. Проще говоря, находиться в зоне действия — это все равно, что получить доступ к экспресс-полосе вашего мозга, ведущей к успеху.

Чтобы испытать состояние легкой концентрации, называемое «поток», нужно сначала создать прочную базу навыков и знаний в своей конкретной области. Это основано на недавнем исследовании, проведенном Лабораторией исследований креативности Университета Дрекселя с участием местных джазовых гитаристов из Филадельфии. Исследование показало, что как только навык достигнут, крайне важно не зацикливаться на этом опыте, а позволить ему направлять опыт потока.

Будучи семейной командой и соавторами этого исследования, один из нас — когнитивный нейробиолог, занимающий руководящую должность, а другой — преподаватель письма в университете — мы вместе работали над книгой, исследующей творческое понимание с научной точки зрения. Наши последние открытия в области нейробиологии предлагают ценную тактику для улучшения и углубления инновационных мыслительных процессов.

Джазовые музыканты в движении

Творческие люди были очарованы идеей «потока» с тех пор, как Михай Чиксентмихайи впервые психологически исследовал эту концепцию в 1970-х годах.

Несмотря на полувековые исследования в области поведенческих наук, несколько фундаментальных вопросов, касающихся нейронной основы легкого сосредоточения, характеризующего поток, остаются без ответа.

В исследовании Дрекселя были проверены два противоположных взгляда на природу потока, чтобы определить, какой из них больше соответствует тому, как функционирует наш мозг, когда мы вырабатываем идеи. Одна точка зрения утверждает, что поток характеризуется интенсивным и концентрированным вниманием к задаче. И наоборот, другая теория предполагает, что поток включает в себя освобождение от сосредоточенного внимания или сознательного контроля.

Тридцать два джазовых гитариста с разным опытом, от новичков до опытных исполнителей, в зависимости от количества публичных выступлений, были приглашены в команду из Филадельфии. Исследователи снабдили каждого музыканта электродными головными уборами для записи мозговой активности ЭЭГ, когда они импровизировали последовательности аккордов и представленные им ритмы.

Когнитивные психологи и нейробиологи часто исследуют творчество посредством джазовой импровизации из-за ее осязаемости и способности последовательно генерировать множество идей.

Музыканты оценивали ощущение плавности, которое они испытывали при исполнении каждого произведения, а эксперты затем оценивали его оригинальность.

Интенсивно тренируйтесь, а затем сдавайтесь

По словам известного джазового музыканта Чарли Паркера: «Во-первых, овладейте своим инструментом посредством целенаправленного обучения. Затем посвятите часы практике. Как только вы выйдете на сцену, оставьте всю эту подготовку и позвольте своей страсти течь свободно».

Согласно исследованию Drexel, эта точка зрения соответствует результатам. Музыканты, считавшие свои выступления креативными, были также оценены внешними экспертами как более изобретательные. Более того, опытные музыканты сообщали о входе в состояние потока чаще, чем новички, подразумевая, что опыт необходим для достижения состояния потока. Их мозговая активность дала объяснение.

Когда музыканты во время выступления входили в состояние потока, в областях их лобных долей наблюдалась меньшая активность. Эти конкретные регионы связаны с исполнительными функциями и когнитивным управлением. Таким образом, поток можно интерпретировать как отказ от сознательного мысленного направления или контроля над другими секторами мозга.

Во время пиковых выступлений высококвалифицированных музыкантов их мозг демонстрировал повышенную активацию соответствующих областей слуха и зрения. Это неудивительно, поскольку они одновременно создавали новую музыку посредством импровизации и интерпретации представленных им последовательностей аккордов и ритмов.

Напротив, наименее опытные музыканты демонстрировали очень низкую мозговую активность, связанную с потоком.

Поток и непоточный креатив

Мы были удивлены, узнав, что творчество в состоянии потока сильно отличается от творчества без потока.

Исследования нейровизуализации ранее показали, что наш разум генерирует идеи в основном через сеть режима по умолчанию — совокупность областей мозга, связанных с саморефлексией, блужданием ума и представлением будущих сценариев. Эта сеть в режиме по умолчанию функционирует во многом как необслуживаемый садовый шланг, выпуская непрерывный поток идей без четкого направления. И наоборот, сеть исполнительного контроля, расположенная главным образом в лобной доле, действует как садовник, который направляет шланг так, чтобы идеи эффективно направлялись в соответствии с нашими намерениями.

Творческий процесс меняется однозначно: лишен заранее определенного пути или садовника. В этом состоянии режим по умолчанию и системы управления отходят на второй план, позволяя отдельной мозговой сети, разработанной экспертами, функционировать независимо, генерируя инновационные идеи в своей специализированной области.

I. Начинающим программистам с обширными знаниями, но ограниченным опытом, возможно, придется тщательно проработать каждую строку кода.

Коучинг может быть как помощью, так и помехой

Исследование, проведенное в 2019 году Лабораторией исследований креативности, доказывает, что наличие опыта и отказ от когнитивного контроля необходимы для достижения состояния потока. В этом расследовании джазовым музыкантам было предложено «импровизировать более творчески». Примечательно, что менее опытным музыкантам в результате удавалось импровизировать более изобретательно. Вероятно, это было связано с тем, что их импровизация находилась преимущественно под сознательным контролем и, таким образом, могла быть изменена в соответствии с ситуацией. Например, один начинающий музыкант признался во время подведения итогов: «Обычно я бы не использовал эти приемы, поэтому мне пришлось сознательно принять решение импровизировать более творчески».

Вместо этого опытным музыкантам, чье искусство развивалось десятилетиями, было сложно привнести в свое исполнение что-то новое, когда об этом просили. Один музыкант объяснил: «Я чувствовал себя ограниченным, и попытки проявить изобретательность усложнили мне задачу».

Для творческих людей, стремящихся достичь состояния потока, в число которых входят музыканты, писатели, дизайнеры, изобретатели и другие, крайне важно посвятить обширную практику своему ремеслу. После того, как вы отточите свои навыки, попробуйте отступить, чтобы позволить своему подсознанию взять верх. Будущие исследования могут раскрыть эффективные методы отказа от контроля, когда вы достигнете удовлетворительного уровня мастерства.

Смотрите также

2024-04-15 16:18