95 лет назад новаторский научно-фантастический фильм легендарного режиссера устрашающе предсказал космическую гонку

95 лет назад новаторский научно-фантастический фильм легендарного режиссера устрашающе предсказал космическую гонку

Как опытный геймер и киноэнтузиаст, который путешествовал по бесчисленным виртуальным галактикам и смотрел бесчисленное количество научно-фантастических фильмов, я могу засвидетельствовать, что шедевр Фрица Ланга Женщина на Луне – вневременная классика, заслуживающая своей 95-й премии. юбилейное торжество. Эта безмолвная жемчужина не только предсказала будущее космических путешествий, но и тонко предвосхитила образ межгалактического жертвоприношения, который стал основным в научно-фантастических фильмах, от Бесшумный бег до Солнечный свет.


Создавая свой последний фильм за кинематографическое десятилетие, которое он сформировал, Фрица Ланга нельзя было обвинить в небрежности в учебе. Чтобы повысить реалистичность немого фильма «Женщина на Луне» (или «Фрау в мире»), режиссер привлек в качестве консультанта писателя-исследователя и будущего криптозоолога Вилли Лея, а также поручил Герману Оберту, известному ученому-ракетчику, который позже применил свои технические знания для разработки Фау-2, оружия возмездия нацистской Германии, для создания захватывающего дух космического корабля, на котором находились ее отважные исследователи.

Работа Оберта была настолько убедительной, что классика 1929 года, отметившая в этом месяце свое 95-летие, была запрещена во время Второй мировой войны из-за опасений, что конструкция его ракеты слишком похожа на весьма секретную подлинную версию. Это не единственный случай, когда Женщина на Луне, казалось, предвещала развитие космических путешествий и изображение космических путешествий в голливудских фильмах.

Последовательность, ведущая к взлету космического корабля, часто наполненная ожиданием, напоминающая ракету Фриде, отправляющуюся на неизведанную территорию, — вот где мы находим начало. Эта серия событий, как намекнули Лэнг и его команда специалистов, представила такие концепции, как многоступенчатый космический корабль и ботинки для невесомости, продемонстрировала эффекты силы тяжести и, по сути, положила начало теме межзвездных жертвоприношений, которая нашла отражение в самых разных работах: Тихий бег» до «Солнышко».

Первые 169 минут «Женщины на Луне» может быть сложно идентифицировать как научно-фантастический фильм. Примерно в течение часа великий персонаж Фриде не появляется, и проходит еще час, прежде чем разношерстная группа астронавтов, преступников и безбилетных пассажиров достигает Луны. Поначалу Ланг и его жена сценарист Тея фон Харбу, кажется, больше сосредотачиваются на сложной сети промышленного шпионажа, чем на предполагаемом путешествии на Луну.

История, заимствованная из романа фон Харбу «Ракета на Луну», начинается с того, что Гелиус (Вилли Фрич, которого часто сравнивают с довоенным немецким эквивалентом Джорджа Клуни) посещает профессора Манфельдта (Клаус Пол), учёный, чьи идеи о богатых золотых запасах Луны были встречены насмешками и пренебрежением.

С другой стороны, Гелиус убежден, что в этих лунных ящиках действительно существует золото. К сожалению, это мнение разделяет не только Гелиус; безжалостный бизнес-конгломерат тоже пронюхал об этом. Сначала они отправляют многочисленных приспешников, чтобы похитить исследования Манфельдта, а затем обращаются к шпиону Уолтеру Тернеру (Фрицу Распу, по сути, довоенному аналогу Кристофа Вальца в Германии), чтобы поставить зловещий ультиматум: либо позволить ему присоединиться к лунной миссии, либо столкнуться с уничтожением обоих их открытий. и их космический корабль.

95 лет назад новаторский научно-фантастический фильм легендарного режиссера устрашающе предсказал космическую гонку

Неудивительно, что Гелиус выбирает первоначальный вариант, расширяя эклектичную группу, состоящую из Ганса Виндеггера (Густав фон Вангенхайм), недавнего жениха, Фриды (Герда Маурус), мыши Манфельдта Жозефины и Густава (Густл Гштеттенбаур), 12-летнего мальчика. — старый человек с сильным интересом к научной фантастике, который каким-то образом попал на борт.

В «Женщине на Луне» Лэнг умело отвлекает внимание от самого космического путешествия и вместо этого подчеркивает разворачивающуюся романтическую запутанность. Именно тогда Гелиус, персонаж, действия которого сегодня могли бы привести к немедленному уничтожению, выражает свою привязанность к Фриде, которая не является ее одноименной ракетой, а скорее помощником. Фильм по праву заслужил репутацию значительного предшественника научно-фантастического кино, поскольку в нем было признано, что добавление романтических элементов в грандиозные зрелища может значительно повысить кассовые сборы, даже раньше, чем такие фильмы, как «Титаник» и «Армагеддон».

Без сомнения, люди, посетившие грандиозную премьеру кинотеатра UFA-Palast am Zoo в Берлине, в том числе и сам Альберт Эйнштейн, скорее всего, были в восторге не от обычной мыльной оперы, а от передовых спецэффектов Оскара Фишингера. Даже человек, стоящий за теорией относительности, был бы поражен впечатляющим открытием Фриде в стиле Кубрика, а также сценами, изображающими имитацию невесомости и (для того времени) плавную интеграцию миниатюрных и полноразмерных элементов.

95 лет назад новаторский научно-фантастический фильм легендарного режиссера устрашающе предсказал космическую гонку

Честно говоря, съемка лунных сцен в чем-то, напоминающем большую песочницу, вероятно, не произвела такого сильного впечатления. Однако именно здесь человеческая драма начинает совпадать с техническим зрелищем. Например, Манфельдт падает в пропасть, Тернер встречает свой конец во время неудавшегося ограбления, а остальная часть команды обнаруживает, что им не хватает кислорода, чтобы вернуться на Землю.

С моей точки зрения, неудивительно, что наш очаровательный герой решает спасти положение. Когда Гелиус самоотверженно предлагает занять место Виндеггера, я не мог не почувствовать, что «Женщина на Луне» приближается к мрачному финалу. Но затем, в самый последний момент, Фриде решает сопровождать его вместо своего бывшего возлюбленного Густава и мышки, оставив их на пути домой. Это означает, что Гелиусу не придется проводить оставшееся время в одиночестве.

Название документального фильма 2014 года гласит: «Первый научно-фантастический фильм». Хотя знаменитый фильм Жоржа Мельеса «Путешествие на Луну», возможно, и был первым космическим путешествием, показанным на экране для людей, на самом деле это была «Женщина на Луне». «Это впервые сделало такое путешествие возможным для нас.

Смотрите также

2024-10-16 16:00