75 лет назад фильм о забытом инопланетном вторжении превзошел самую культовую классику научной фантастики

Рассматривая жанр фильма «летающая тарелка», мы часто представляем себе классические научно-фантастические ужасы 1950-х годов, такие как «Земля против летающих тарелок», «День, когда Земля остановилась» и даже «Война миров». В то время этот поджанр был чрезвычайно популярен: кинотеатры были наполнены историями о том, как человечество сталкивается с угрозами со стороны космических кораблей в форме тарелки. Однако первый фильм в этом жанре сильно отличается от последующих: «Летающая тарелка» 1950-х годов не посвящена инопланетным посетителям; вместо этого он фокусируется на воссоздании кошмаров реального мира и превращении сверхъестественного во что-то зловещее.

В конце 1940-х годов ажиотаж вокруг НЛО (неопознанных летающих объектов) достиг своего апогея. Хотя люди сообщали о таких наблюдениях на протяжении веков, после Второй мировой войны они превратились в глобальное увлечение. Это увлечение было вызвано многими факторами, одним из которых является возрождение научной фантастики в постатомном мире.

Кроме того, следует отметить опасения по поводу иностранных технологий, которые еще больше усилились из-за перехода Америки в очередной период «красной паники». Доктрина Трумэна и подобные инициативы были разработаны не только для внешней борьбы с Советским Союзом, но и для борьбы с тем, что многие американцы воспринимали как внутреннее коммунистическое восстание. Летающая тарелка своим обтекаемым, лишенным эмоций дизайном резко выделялась на фоне американских самолетов того времени. Был ли это инопланетный космический корабль, планирующий глобальное завоевание? Или к нам пытался проникнуть иностранный шпион? Учитывая повышенное волнение, окружавшее эту общую одержимость, стало сложно различить эти две возможности.

Фильм «Летающая тарелка» исследует глубину смешанных навязчивых идей, которые он изображает. В нем рассказывается история богатого плейбоя Майка Трента (в исполнении Микеля Конрада, который также снял фильм), которому разведка США поручила вместе с агентом секретной службы Ви Лэнгли расследовать заявления о летающей тарелке на Аляске. Углубляясь в свое расследование, они обнаруживают, что изобретатель тарелки — американский ученый; однако его помощник работает с Советами, вызывая цепь конфронтаций, вызванных шпионажем. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на традиционном научно-фантастическом волнении, Летающая тарелка фокусируется на обостряющихся психологических битвах эпохи холодной войны, проливая свет на ее тайные операции и двойных агентов.

Причина, по которой о «Летающей тарелке» вспоминают не так тепло, как о более поздних фантастических фильмах, вполне ясна. Сценарию не хватает сплоченности: американские персонажи изображены как морально и интеллектуально превосходящие людей, однако они впадают в обман в довольно чрезмерной манере и обнаруживают обман только тогда, когда он совершенно очевиден. Кроме того, визуального удовольствия мало — вместо впечатляющих спецэффектов вы больше цените живописные виды Аляски. В кульминации советские персонажи погибают в лавине, а знаменитая летающая тарелка взрывается в воздухе из-за скрытой бомбы. Реакция Ви Лэнгли на эти события — лишь легкий вздох.

Хотя «Летающая тарелка» со временем исчезла со сцены поп-культуры, уступив место более популярным произведениям, она послужила предшественником целого жанра. Через год после его выхода появился фильм «День, когда Земля остановилась», отражающий растущее беспокойство по поводу потенциального уничтожения Земли ее собственными людьми или инопланетными силами. Два года спустя «Война миров» переосмыслила роман Герберта Уэллса, отразив современные тревоги, показывая бесчеловечного противника, которого можно победить только путем взаимного ядерного уничтожения (однако в этом случае атомная бомба оказалась бесполезной). В 1956 году фильмы «Земля против летающих тарелок» из США и «Страшная атака летающих тарелок» из Японии (последний написан Шиничи Секидзавой, написавшим «Годзиллу») отражали мрачные настроения эпохи холодной войны.

В 1950-е годы такие фильмы, как «Захватчики с Марса», «Существо из другого мира» и другие, превратили прямолинейное и тревожное повествование «Летающей тарелки» в более дружелюбный для детей подтекст. Это было типично для популярных в то время научно-фантастических фильмов. Помимо жанра «летающая тарелка», существовал еще жанр «гигантский монстр». Такие фильмы, как «Годзилла», изначально содержали мощные сообщения о ядерной катастрофе, но вскоре превратились в серию гигантских ящериц и насекомых, пытающихся поглотить сельскую местность.

Хотя «Летающая тарелка» может показаться типичной коммерческой постановкой с ее длинными диалогами и сценическими кадрами, напоминающими рекламу Airbnb на Аляске, в ее основе лежат предположения о более глубоком культурном значении. Важно отметить, что это не совсем недооцененная или скрытая жемчужина в мире кино. Однако, в скромной манере, это отражает аспект, который пронизал некоторые части американского коллективного сознания — представление о том, что мы не единственные существующие разумные существа с невидимыми наблюдателями либо среди нас, либо с больших расстояний над головой.

Смотрите также

2025-01-05 17:29