65 лет назад амбициозная перезагрузка научной фантастики была убита фатальной ошибкой.

13 июля 1960 года режиссёр Ирвин Аллен представил научно-фантастический шедевр, который заложил основу для целого поджанра. Этот фильм был основан на романе сэра Артура Конан Дойла «Затерянный мир» (The Lost World) от 1912 года и показал столкновение живых динозавров с современниками-людьми. Название этого фильма является не только культовым, но и запоминающимся; Майкл Крайтон использовал его для своего продолжения книги «Парк Юрского периода» в 1995 году, которое впоследствии было экранизировано под названием «Затерянный мир» (The Lost World) в 1997 году. Среди всех киноадаптаций романа «Затерянный мир», за исключением продолжений «Парка Юрского периода», версия 1960 года является самой известной и узнаваемой. Однако у этого классического фильма есть одно серьёзное недостаток, который делает его менее впечатляющим по сравнению с приключениями динозавров до и после него.

Инвестировал в Теслу, потому что нравится машина? Это хороший старт. А теперь давай разберемся, что такое мультипликаторы и почему это важно.

Начать разбираться

Как геймер, погрузившийся в мир ‘Парка Юрского периода’, позвольте мне повторить слова Иэна Малькольма: Вы ожидали динозавров в своем фильме о юрский период? Трудно поверить, но версия ‘Затерянного мира’ 1960 года не содержит ни одного узнаваемого динозавра! Этот фильм представляет собой странную загадку среди научной фантастики. Удивительно, но визуальные эффекты из безмолвного фильма 1925 года все еще более впечатляющи, чем этот. Будьте осторожны, впереди есть легкие спойлеры.

https://www.youtube.com/watch?v=Z7S9ie4fCBw

По сути, фильм «Затерянный мир» близко следует сюжету романа Дойля. Необычный профессор Челленджер (Клод Рейнс) утверждает, что обнаружил скрытое плато, где существа юрского периода продолжают существовать и процветать в мезозойскую эру. Однако он не может предоставить достоверных доказательств своим заявлениям. Вследствие этого он приглашает репортера (Дэвид Хэдисон), конкурирующего зоолога (Ричард Хейдн), опытного охотника на крупную дичь (Майкл Ренни) и богатую наследницу газеты (Джилл Сент-Джон) в экспедицию по поиску динозавров. Как и в книге, возникают беспорядки. К сожалению, Аллену не удалось включить модели динозавров с остановленным движением в фильм. Это означает, что когда наша отважная команда людей отправляется в знаменитый затерянный мир, они сталкиваются лишь со современными ящерицами, украшенными странными рогами.

Сначала Аллен намеревался нанять знаменитого художника по спецэффектам Уиллиса О’Брайена для работы над фильмом, но из-за финансовых ограничений вместо этого использовали настоящих ящериц. Любители кино помнят, что О’Брайен был гениальным создателем потрясающих эффектов существ в классической картине 1933 года «Кинг Конг», а также стопами движения динозавров для немой экранизации 1925 года романа «Затерянный мир» под руководством Гарри О. Хойта. В этом вечном, зернистом черно-белом шедевре величественные аллозавры, трицератопсы и незабываемый брахиозавр сеют хаос в Лондоне. (Это было до выхода фильма «Кинг Конг» и сиквела «Парка Юрского периода» 1997 года.) К сожалению, динозавры в версии 1960 года не обладали той же привлекательностью и крутизной, какие эти знаковые существа имели в работах О’Брайена.

В отличие от адаптации ‘Потерянного мира’ 1960 года, кульминация больше напоминает оригинальный роман, не демонстрируя динозавров, разгуливающих по шумному городу. Напротив, она сильнее повлияла на фильм из серии ‘Храм Долины’, где динозавры отошли на второй план перед человеческими актёрами и яркими сценами извержения лавы, доминирующими в финале фильма.

В отличие от оригинального романа и версии 1925 года, экранизация ‘Затерянного мира’ (The Lost World) 1960 года намеренно склоняется к комичности. Профессор Челленджер, вместо того чтобы быть изображён как крепкий персонаж, ориентированный на действие, подобный Аллану Куатермейну, представлен в исполнении Клода Рейнса эксцентричным старым комедийным персонажем, который больше подходит для пародии, чем для научно-фантастического приключения. Это делает большого охотника за дикими животными Рокстона персонажа Майкла Рэнни более привлекательным героем, хотя теоретически и менее значимым. Однако именно Дэвид Хэдисон, сыгравший неряшливого репортера Эда Мэлона, становится самым очаровательным главным героем и представителем аудитории в фильме.

Во многих случаях персонажи обременены повторяющимися шутками, что делает сюжет больше похожим на забавный мультсериал, например, частые чихания Малоуна или случайное зажжение сигары в кармане Челленджера. Тем не менее, это может быть приемлемо, поскольку любители классических фильмов ужасов понимают, что человеческие персонажи не всегда находятся в центре внимания; вместо этого нас привлекают монстры. Например, мы часто терпим незапоминающихся ведущих героев, спорящих в фильмах вроде

Однако, несмотря на свой потенциал, фильм «Затерянный мир» (1960) не смог в полной мере воспользоваться своей главной силой. Динозавры кажутся весьма сомнительными, даже по стандартам 1960-х годов, уже говоря о сегодняшнем дне. Вследствие этого он не вызывает того впечатляющего эффекта, который удалось достичь его предшественнику — немому фильму. Если бы Артур Конан Дойл увидел эту адаптацию, он несомненно был бы недоволен. Более того, если это экстравагантное произведение было единственным вкладом Ирвина Аллана в жанр научной фантастики кино, то оно могло и не оставить значительного следа в истории этого жанра.

К счастью, Аллену все-таки хватило времени создать свои лучшие работы, например, любимую серию ‘Lost in Space’. Хотя фильм ‘The Lost World’ остается приятным и сегодня, возможно лучше оставить этот кинематографический динозавр в покое. С другой стороны, версия 1925 года фильма ‘The Lost World’ заслуживает нового открытия и признания как наиболее подлинная и лучшая на данный момент.

Смотрите также

2025-07-13 16:28