50 лет назад один шокирующий научно-фантастический фильм незаметно изменил сразу два жанра

Как фанат, я часто описывал бы кого-то, демонстрирующего тревожную форму послушной пассивности, как «современную степфордскую жену». Этот термин, который существует уже полвека, относится к человеку, который выглядит безжизненным и лишенным мыслей или эмоций, по-видимому, контролируемым другим, обычно мужчиной. Использование этой фразы в разговоре, как правило, просто и легко для понимания.


🚀 Хочешь улететь на Луну вместе с нами? Подписывайся на CryptoMoon! 💸 Новости крипты, аналитика и прогнозы, которые дадут твоему кошельку ракетный ускоритель! 📈 Нажмите здесь: 👇

CryptoMoon Telegram


Достаточно интересно, что эта конкретная фраза оставила свой след в языке и культуре в целом, несмотря на то, что многие люди, которые ее используют, возможно, не смотрели сам оригинальный фильм. Например, «jumping the shark» — это термин, который восходит к эпизоду сериала «Счастливые дни», который многие, возможно, не видели, но который широко используется сегодня. Аналогично, понятие «быть женой Степфорда» берет свое начало в фильме 1975 года «Жены Степфорда», фильме, который, возможно, менее известен, но оказал глубокое влияние как на жанры ужасов, так и на научную фантастику, влияя на них на протяжении десятилетий. Даже сегодня, спустя полвека, он остается леденящим душу и новаторским фильмом, вдохновляя многочисленные попытки повторить его умное повествование в современных жанровых фильмах и телешоу.

Для тех, кто, возможно, больше привык к ремейку 2004 года с Николь Кидман в главной роли (режиссер Фрэнк Оз), стоит отметить, что оригинальный фильм был выпущен первым в 1975 году, режиссером был Брайан Форбс. Сценарий был написан известным писателем Уильямом Голдманом, который ранее был автором таких фильмов, как Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид и Вся президентская рать. Этот фильм — пример того, как книга не совсем соответствует фильму. В отличие от романа, который пытается сохранить элементы научной фантастики в тайне, фильм делает это явным: в маленьком городке Степфорд, штат Коннектикут, настоящих домохозяек меняют на послушных роботов-копий.

Среди преданных любителей научной фантастики не секрет, что концепция роботизированного двойника, даже в домашней обстановке, изначально не была придумана Левиным или Голдманом. Хотя может быть сложно проследить происхождение этой повторяющейся темы до ее корней, рассказ Рэя Брэдбери 1949 года «Marionettes, Inc.» (найден в Иллюстрированный человек) удивительно близок к подобной предпосылке. Уникальный аспект здесь в том, что идея вращается вокруг мужа, создающего робота-копию себя, в то время как он уходит, чтобы свободно наслаждаться жизнью. Брэдбери, всегда являющийся моральным компасом, наказывает сексистских персонажей в «Корпорации марионеток» посредством различных авантюр с обменом телами. По сути, рассказ Брэдбери 1949 года служит более обнадеживающей предостерегающей историей, подразумевая, что и мужчины, и женщины могут злоупотреблять этой неэтичной технологией копирования роботов. С другой стороны, «Степфордские жены» подразумевают, что только мужчины будут контролировать эту передовую технологию.

Подобно многочисленным загадкам маленьких городов, фильм «Степфордские жены» вращается вокруг недавно обосновавшейся в большом городе пары, Джоанны (Кэтрин Росс) и Уолтера (Питер Мастерсон). Со временем Джоанна замечает необычную черту, общую для нескольких горожанок. По мере того, как ее подозрения растут, она пытается основать феминистскую группу в Степфорде; однако ее усилия встречают мощное сопротивление. История заканчивается в манере, напоминающей версию 1978 года «Вторжение похитителей тел», поскольку Джоанна в конечном итоге встречает ту же судьбу и оставляет нас размышлять о постоянстве этого зловещего цикла.

Если вы находите послания фильма слишком прямыми или ясными, это отчасти преднамеренно. Хотя некоторые могут указать на откровенный комментарий фильма о патриархате и феминизме, истинная гениальность Степфордские жены заключается не в его преувеличении, а в его уникальном стиле.

Вместо двусмысленностей, которые можно найти в романе, фильм явно показывает, что персонажи — роботы, замаскированные под жен. Эта классификация помещает фильм в сферу научной фантастики. Однако, в отличие от типичных научно-фантастических фильмов, будь то 1970-х или современных, этот фильм не имеет отчетливо научно-фантастического ощущения. Аналогично, несмотря на общие черты со многими сюжетными линиями Стивена Кинга о маленьких городках, он не совсем вписывается в жанр ужасов. Тонкая эстетика фильма придает ему почти бесжанровое качество, плавно объединяя как элементы ужасов, так и элементы научной фантастики, как если бы они были просто обычными аспектами изображаемого мира. Эти элементы служат не только фантастическими аллегориями о сексизме, но и реалистичными изображениями определенных общественных истин.

50 лет спустя, когда компаньоны с искусственным интеллектом становятся все более распространенными, «Степфордские жены» все больше кажутся произведением научной фантастики. Однако это связано с причудливостью старинных механических роботов по сравнению с сегодняшними партнерами с искусственным интеллектом, которые находятся в наших компьютерах. В странном повороте событий «Степфордские жены» подразумевали, что даже в тяжелых обстоятельствах мужчины-мизогинисты все равно хотели бы иметь физического компаньона. Однако сегодняшнее развитие искусственного интеллекта предполагает, что, возможно, концепция, представленная в «Степфордских женах», была недостаточно экстремальной.

Смотрите также

2025-02-12 17:32