40 лет назад самый важный антиутопический триллер в истории получил мощную адаптацию

Будучи постоянным читателем и изучающим историю, меня постоянно привлекают произведения, которые не только захватывают мое воображение, но и имеют глубокую актуальность для нашего времени. Среди этих вечных историй «1984» Джорджа Оруэлла выделяется как маяк пророческого понимания потенциальных опасностей и ловушек тоталитарного правления.

Удивительно, что мы не видели существенной адаптации 1984 с момента его названия, учитывая, как часто на него делаются ссылки. Возможно, это потому, что люди меньше понимают книгу, чем ссылаются на нее. Однако другая причина может заключаться в том, что фильм 1984 года с участием Джона Хёрта трудно превзойти. По случаю своего 40-летия фильм продолжает оставаться убедительной адаптацией, демонстрирующей, почему история Оруэлла остается влиятельной, даже несмотря на то, что многие другие антиутопические повествования канули в безвестность.

Открытие 1984 в 1984 году должно было стать триумфом для Virgin Films, побудившим их обменяться поздравительными пощечинами; это был такой маркетинговый успех, что фильм даже хвалился этим в титрах. История остается вечнозеленой, но дата запуска становится совершенно очевидной, когда начинает играть саундтрек к Eurythmics или когда вы смотрите трейлер и слышите, как «сексуальное преступление» переделывается, как вступление к гимну ночного клуба Ибицы.

Трейлер может заставить вас ожидать нетрадиционной романтической комедии, но «1984» на удивление мрачный, даже по меркам оригинального содержания. Если вы давно не читали Оруэлла или если вы знаете слово «оруэллианство» только как термин, используемый, когда кого-то забанили в Твиттере, то 1984 год вращается вокруг персонажа Хёрта, Уинстона Смита. Смит проживает в Лондоне, который сейчас является частью огромного сверхгосударства под названием Океания, где он работает в Министерстве правды, следя за тем, чтобы записи всегда соответствовали тому, что правящая партия считает правдой.

Первоначально Смит изменяет текущий заголовок газеты, изменяя его так, чтобы сообщить, что вместо того, чтобы поддерживать норму шоколада на уровне 30 граммов, партия фактически увеличивает ее, увеличивая норму с 20 до 25 граммов. Это позитивное событие приносит радость трудолюбивым коллегам Смита. Со временем за этим щедрым поступком следует более зловещий: людей систематически исключают из всех аспектов истории.

Очевидная ложь, которую никто не может высказать, состоит в том, что, хотя пропаганда вездесущего телевидения постоянно заявляет о том, что уровень жизни растет, жизнь при партии — это жизнь в условиях дефицита, когда аппаратчики, такие как Смит, живут в ветхих многоквартирных домах и вынуждены собирать ржавое старье. лезвия бритвы. Если недостатки и недостатки вообще признаются, то в них обвиняют бесконечную войну с другими странами, которую, как настаивает Океания, ведет, или подрывных революционеров, которых прозвали «преступниками мысли» внутри самой партии.

Фильм несет в себе мрачный тон, как по повествованию, так и по визуальным элементам. Оператор-новичок Роджер Дикинс наполнил его атмосферой, напоминающей фильм Тарковского, но используя преимущественно оттенки серого. Если вы не знакомы с исходным романом, его следование может вас сбить с толку. Однако, учитывая, что такие сериалы, как «Бункер» и «Разрыв», доминируют на потоковых платформах, а франшиза «Голодные игры» переживает возрождение, этот фильм предлагает понимание того, что делает антиутопическую историю успешной или неудачной.

В другой формулировке вы найдете термины, которые кажутся потусторонними из-за новояза, который является попыткой партии ограничить сложное мышление, упорядочив английский язык до ограниченного набора существительных и прилагательных. В отличие от многих элементов, добавленных в антиутопические повествования только ради шока, эта идея продолжает находить отклик – не то чтобы каждая раздражающая тенденция была прямой параллелью с 1984 годом, а изобретение «неживого» как способа обойти цензуру в Интернете раньше. широкое распространение в качестве очищенной альтернативы трагедии воспринимается как попытка очистить наш разум от тяжелых эмоций.

В тексте также говорится о том, что искусство и литература деградируют до механически производимой чепухи, призванной лишь умиротворить – интерпретируйте это как хотите. Однако, хотя эти детали существенны, роман «1984» никогда не становится слишком техническим или увязшим в семантике. Вместо этого он фокусируется на чистом человеческом элементе. Уинстон, который какое-то время питал сомнения по поводу партии, не предпринимает никаких действий, пока не вступает в тайный, интенсивный и в конечном итоге неудачный роман с молодой женщиной по имени Джулия (которую играет Сюзанна Гамильтон).

Эта короткая романтическая интерлюдия в фильме может показаться более откровенной, чем типичные современные голливудские стандарты, но она предназначена не только для чувственной привлекательности; «1984» также откровенно исследует человеческий аспект секса и репрессивный характер усилий партии по генетическому устранению оргазмов и сведению репродукции к стерильному научному процессу. Хотя это правда, что жизнь имеет больше граней, чем романтические запутанности, современные антиутопические повествования иногда могут показаться фарсом, когда персонажи рискуют своей жизнью ради привилегии разделить мимолетный поцелуй со своими привлекательными товарищами. Однако главные герои 1984 года прекрасно понимают, что у них нет шансов начать революцию; они просто жаждут ощутить жизнь в полной мере, прежде чем она угаснет.

Когда Уинстона и Джулию не поймают с поличным, они неуклюже пытаются понять, какой могла быть жизнь до партии. Хотя было бы преувеличением сказать, что видение Оруэлла полностью сбылось, поскольку цифровая история становится все более хрупкой, а некоторые потоковые шоу кажутся небрежными в отношении своего содержания, становится ясно, что «1984 год» продолжает жить, потому что он исследует темы, которые выходят за рамки простой идеи жизни в мире. огромное подземное убежище.

Мир 1984 года был исследован практически со всех возможных точек зрения, но в своей основе он углубляется в то, как фундаментальные аспекты нашей общей человечности — язык, память, близость — могут быть разрушены. Любовь не приводит к спасению Уинстона и Джулии, но их неповиновение остается столь же отважным. Готовясь к новому притоку антиутопических повествований (и, вероятно, к новой волне историй, получивших название оруэлловских), важно помнить, что гнетущая сущность «1984 года» огромна, но его эмоциональная суть проста. Игнорирование этой истины является более антиутопическим, чем замалчивание голосов в Твиттере.

Смотрите также

2024-12-14 14:58