40 лет назад одна идеальная классика научной фантастики нарушила все правила и навсегда изменила жанр

40 лет назад одна идеальная классика научной фантастики нарушила все правила и навсегда изменила жанр

40 лет назад одна идеальная классика научной фантастики нарушила все правила и навсегда изменила жанр

Как геймер, глубоко ценящий научную фантастику и ее богатую историю, я считаю «Последний звездный истребитель» поистине уникальной и захватывающей историей, которая продолжает оказывать значительное влияние на жанр. Хотя он, возможно, был вдохновлен образами космических опер того времени, он разрушил ожидания, развернув историю в пределах трейлерного парка и представив сражения в космосе как напоминающие действие видеоигры.


В сфере захватывающей научной фантастики эпические произведения часто называют «космическими операми». Это прозвище возникает из-за грандиозности и неправдоподобности сюжетных линий, резко контрастирующих с обыденными сюжетами мыльных опер. Ставки в космических операх неизменно огромны и охватывают всю вселенную, человечество или даже более великие сущности. От ранних серий «Ленсменов», опубликованных в журнале «Astounding», до «Флэша Гордона» и «Бака Роджерса» и, несомненно, «Звездных войн», эти истории разворачиваются на фоне космоса.

Но что, если космическая опера началась в трейлерном парке? Как бы мы себя чувствовали, если бы космические сражения были очень похожи на действия в видеоигре? 13 июля 1984 года Последний звездный истребитель взял на себя ставку на космическую оперу и сжал ее до истории, которая больше напоминала внеклассный выпуск. Хотя заманчиво отнести Последний звездный истребитель как еще один пример фильмов 80-х годов, пытающихся нажиться на лихорадке «Звездных войн», при ближайшем рассмотрении это очень рискованный фильм, в котором используются образы космической оперы с контринтуитивная подрывная деятельность. И, спустя 40 лет, мы все еще ощущаем влияние Последнего звездного истребителя почти во всех уголках научной фантастики.

В «Последнем звездном истребителе» история рассказывает об Алексе Рогане (Лэнс Гест), типичном подростке из 80-х, который с нетерпением ждет поступления в колледж. Живя со своей матерью в трейлерном парке Starlite Starbrite, Алекс проводит свободное время, осваивая аркадную игру под названием «Starfighter». Благодаря графике, напоминающей яркий векторный 3D-дизайн популярных игр той эпохи, таких как первая аркадная игра «Звездные войны», «Starfighter» предлагает сложный, но захватывающий опыт. Чтобы добиться успеха, игрокам необходимо пройти все уровни за одну сессию. В один очаровательный вечер Алекс продвигается дальше, чем когда-либо прежде, и уничтожает командный корабль Армады Ко-Дан в игре.

Удивительно обнаружить, что Армада Ко-Дан представляет собой реальную угрозу, а аркадная игра «Звездный истребитель» на самом деле была тайным инструментом вербовки членов Звездной Лиги. В этой научно-фантастической вселенной исключительная зрительно-моторная координация имеет решающее значение для бойцов-нелюдей. Для заядлых геймеров сюжет «Последнего звездного истребителя» десятилетиями представляет собой воплощение фэнтези – посмотри, мама, все те часы, проведенные за видеоиграми, наконец-то окупились! Второй роман Эрнеста Клайна «Армада» следует аналогичному повествованию, а его дебютная работа «Первому игроку приготовиться» также исследует эту тему: освоение видеоигр потенциально может спасти мир.

40 лет назад одна идеальная классика научной фантастики нарушила все правила и навсегда изменила жанр

Как большой поклонник «Последнего звездного истребителя», я должен сказать, что, несмотря на кивки Клайна на узнаваемость жанра «Последнего звездного истребителя», что делает этот фильм таким увлекательным даже спустя четыре десятилетия, так это его новаторская идея. Вместо того, чтобы быть нанятым на обычную работу, как Люк Скайуокер был в далекой галактике, этот фильм предлагает вам превратиться в Люка Скайуокера, просто будучи верным себе. Более того, фильм создает уникальный ландшафт поп-культуры, а не сильно полагается на отсылки к другим произведениям.

В вымышленной вселенной «Последнего звездного истребителя», когда Алекс втягивается через волшебный портал, фильм на удивление кажется более ограниченным и менее обширным. Это кажущееся противоречие можно объяснить сценарием Джонатана Р. Бетюэля, который намеренно избегает реализма в пользу чего-то более захватывающего. Несмотря на неоднозначные ответы на практические вопросы, «Последний звездный истребитель» сохраняет иллюзию достоверности благодаря своему творческому повествованию, благодаря чему фантастическое кажется удивительно правдоподобным.

Наиболее наглядное представление этого понятия можно найти в понятии заголовка. После вступления Алекса в Звездную Лигу внезапное нападение уничтожает все до единого Gunstar (космические корабли). За исключением одного, инновационного судна, которое требует, чтобы Алекс управлял им вместе с инопланетным вторым пилотом по имени Григ (Дэн О’Херлихи). Этот аспект эффективно передает динамику видеоигры «наведи и стреляй»: в этом сеттинге «Звездный истребитель» относится к человеку, обладающему способностью стрелять, в то время как кто-то другой стоит у руля Gunstar.

40 лет назад одна идеальная классика научной фантастики нарушила все правила и навсегда изменила жанр

В «Последнем звездном истребителе» впечатляющие визуальные эффекты космического пространства и сражений космических кораблей были полностью достигнуты с помощью компьютерной графики (CGI), что отклонялось от цели создания реалистичного изображения. Вместо этого эти космические воздушные бои вызывают ощущение продвинутой видеоигры, а не классических «Звездных войн» или современных фильмов «Звездный путь» той эпохи. Следовательно, космические корабли на экране совпадают со своими виртуальными аналогами в игре.

Несмотря на несоответствия и неопределённость относительно того, что реально, а что нет в «Последнем звёздном истребителе», фильм умудряется обеспечить более увлекательное и удовлетворяющее путешествие, чем ожидалось. Проще говоря, «Последний звездный истребитель» выходит за рамки своей интригующей концепции, намеренно раскрывая свою сконструированную природу. Этот фильм может иметь некоторое сходство с другими космическими операми, но, пересматривая его, нельзя не оценить его уникальность.

Смотрите также

2024-07-13 15:28