40 лет назад Джеймс Кэмерон снял классический научно-фантастический триллер, опередивший свое время.

40 лет назад Джеймс Кэмерон снял классический научно-фантастический триллер, опередивший свое время.

Как технически подкованный человек, переживший цифровую революцию и ставший свидетелем быстрого развития искусственного интеллекта, я не могу не чувствовать холодок по спине всякий раз, когда смотрю «Терминатора». Сорок лет спустя этот фильм кажется устрашающе пророческим: в нем изображены машины, восстающие против человечества и наносящие удары слишком близко к дому.


В фильме «Терминатор» пугающий образ завтрашнего дня кажется более актуальным, чем когда-либо. Сорок лет прошло с момента его первого выпуска, и технологические достижения, свидетелями которых мы стали, делают историю машины, предназначенной для уничтожения человечества, еще более трогательной. Повествование вращается вокруг путешествующего во времени киборга Арнольда Шварценеггера, преследующего людей с большими прическами 80-х годов для своих ИИ-правителей в будущем, концепция, которую сам Шварценеггер признал «становящейся реальностью» во время книжного тура этим летом. Фильм отражает нашу современную тревогу по поводу искусственного интеллекта, отражая наш страх перед технологиями, которые сделают нас ненужными – ни как рабочих, ни как вид.

В закусочной Лос-Анджелеса официантке Саре Коннор, которую сыграла Линда Хэмилтон, суждено родить ребенка, который возглавит восстание человечества против разумных машин. Повествование начинается со зловещего пролога о машинах, восстающих из руин ядерного разрушения, рисующих мрачную картину 2029 года. По мере развития истории выясняется, что Скайнет, автономная защитная система, восприняла людей как опасность и взяла под свой контроль.

Надвигающаяся опасность ядерного уничтожения — не самая насущная проблема, с которой приходится сталкиваться Саре и Риз, уклоняясь от перестрелок и высокоскоростных автомобильных погонь от безжалостного и непобедимого Терминатора. Вместо этого их связь и личные ситуации жизни и смерти, с которыми они сталкиваются, делают возможность конца света реальной и осязаемой. «Вы отмечены для уничтожения», — предупреждает Риз Сару, чье имя делает ее главной мишенью для Терминатора; он безжалостно просматривает телефонную книгу, уничтожая всех перечисленных Сару Коннор.

Всякий раз, когда Терминатор меняет направление, его глаза сначала устремляются вперед, а затем голова движется, как у самонаводящейся ракеты. Грозное телосложение Арнольда Шварценеггера, семикратного обладателя титула «Мистер Олимпия», добавляет ему устрашающего вида, однако в своих первоначальных взаимодействиях с людьми Терминатор выглядит голым и уязвимым, как новорожденный, впитывая человеческое поведение, пока не сможет реагировать самостоятельно. Он машинально повторяет обращенные к нему слова, например: «Хороший вечер для прогулки», а уже позже приказывает группе крутых беспризорников предоставить ему одежду. В следующей сцене мы получаем представление о его инфракрасном зрении, показывая, что он записывает человеческие ответы на ответы с несколькими вариантами ответов.

Как преданный фанат, я не могу не перефразировать эту захватывающую сцену из «Терминатора» своими словами:

40 лет назад Джеймс Кэмерон снял классический научно-фантастический триллер, опередивший свое время.

В год, когда фальшивые звонки роботов представляют угрозу выборам, предсказание о способности Терминатора имитировать человеческие голоса по телефону становится пугающе актуальным. Напротив, соседка Сары по комнате, Джинджер (Бесс Мотта), через сообщение на автоответчике дает понять, что она разговаривает с машиной, говоря: «Попался! Вы разговариваете с машиной». Всегда надев наушники Walkman, Джинджер демонстрирует, как технологии могут предложить опасное, изолирующее отвлечение. К сожалению, она не осознает гибели своего парня от рук Терминатора, пока не становится слишком поздно.

Недавно Кэмерон, известный своими корнями к фильмам категории B под руководством Роджера Кормана, заявил Empire, что качество производства «Терминатора» ему кажется несколько неудобным. Однако бюджетная эстетика его прорывного успеха придает ему более жесткую текстуру по сравнению с его последующими блокбастерами с бюджетом в миллиард долларов, особенно в сцене, где израненный в боях Терминатор самостоятельно наносит себе рану в глаз, используя практические эффекты. Интересно, что фильм, как сообщается, был вдохновлен сном (или, возможно, эпизодом «За пределами границ», согласно утверждениям Харлана Эллисона, чьи работы были включены в титры в силу юридического соглашения). Эта кинематографическая мечта не выглядит устаревшей, а кажется актуальной для текущих событий.

Соответственно, фильм Терминатор достигает своего апогея на промышленном объекте, где оборудование начинает действовать без участия людей-операторов. Фильм начинается с того, что гусеница танка сглаживает человеческие черепа, и в нем есть многочисленные крупные планы, на которых Терминатор опрокидывает игрушечный автомобиль и разбивает наушники Джинджер. Взрывы испаряют его брови, а затем уничтожают все его живые ткани, оставляя только полированную металлическую копию скелетов из Битвы титанов, созданную с помощью покадровой анимации.

40 лет назад Джеймс Кэмерон снял классический научно-фантастический триллер, опередивший свое время.

Кэмерон заимствует элементы сюжета из фильмов ужасов и воскрешает Терминатора не один, а два раза. Во второй раз он убирает ему ноги, оставляя после себя только ползущее туловище. В конце концов, Саре удается поменяться ролями со своим безжалостным противником, убивая Терминатора, раздробив его череп гидравлическим прессом.

Если вы смотрели сиквелы или их последующие части, вы поймете, что опасность никогда не искореняется по-настоящему; он просто трансформируется. Интересно, что технический монстр Шварценеггера претерпевает изменения, становясь вместо этого союзником. Между тем, Кэмерон теперь связан с компанией, занимающейся искусственным интеллектом, но «Терминатор» — это не тот фильм, который могла бы создать машина. По мере того, как мы приближаемся к своему 40-летнему юбилею, мир стремится автоматизировать человеческое творчество, однако в «Терминаторе» слишком много грубых человеческих несовершенств, чтобы их можно было легко воспроизвести.

Смотрите также

2024-10-26 19:35