35 лет назад научно-фантастический шедевр Джоэла Шумахера изобрел новый жанр

Как преданный поклонник, когда я размышляю о кинематографическом мире Джоэла Шумахера, то часто вспоминаются его противоречивые фильмы о Бэтмене, в частности «Бэтмен навсегда» и «Бэтмен и Робин». Однако эти фильмы, хотя и определяют его карьеру во многом, меркнут по сравнению с его недооцененным шедевром — фантастическим триллером 1990 года «Плоские линии». Этот фильм, выпущенный 10 августа 1990 года, является уникальной частью коллекции Шумахера, и даже спустя 35 лет он продолжает захватывать и вызывать мурашки, как и работы Дэвида Кроненберга.

Инвестировал в Теслу, потому что нравится машина? Это хороший старт. А теперь давай разберемся, что такое мультипликаторы и почему это важно.

Начать разбираться

В попытке исследовать границу между жизнью и смертью группа из пяти медицинских студентов — Нельсон (Кифер Сазерленд), Джо (Уильям Болдуин), Дэвид (Кевин Бейкон), Рэйчел (Джулия Робертс) и Рэнди (Оливер Платт) — отправляются на серию экспериментов, в ходе которых они преднамеренно вызывают состояние плоской линии, чтобы получить непосредственное представление о том, каково это — быть близким к смерти. Персонаж Кифера Сазерленда, Нельсон, открывает фильм словами:

https://www.youtube.com/watch?v=8ihc8oiuHxI

В фильме «Плоский рубеж» персонажи узнают неожиданную правду: приближаться к смерти — всегда плохая идея, поскольку фильм представляет собой почти загробную жизнь, где люди, которым вы причинили вред или с которыми плохо обращались в прошлом, будут неустанно преследовать вас, доведя некоторых до грани безумия. Например, Нельсон и Дэвид сталкиваются с людьми, которых они обижали в юности, а Джо борется с чувством вины из-за своей тайной привычки записывать сексуальных партнёров без их согласия. По сути, вместо того чтобы раскрыть секреты загробной жизни, как предполагает название, «плоские» обнаруживают, что преследует их в смерти собственное подсознание.

Хотя сюжетная линия разделяет жуткую, сверхъестественную атмосферу, напоминающую произведения Стивена Кинга, она больше склоняется к научной фантастике, чем к чистому ужасу или фэнтези. В этом фильме, кажется, традиционная загробная жизнь не изображена; вместо этого худшие страхи и травмы персонажей заключены в их собственных разумах.

В своеобразном ключе, фильм «Клиника» можно рассматривать как пропаганду жизни, где персонажи пытаются опасно приблизиться к смерти. Если в фильме есть послание от сценариста Питера Филарди, то, по-видимому, оно заключается в том, что наши собственные воспоминания, сожаления и опасения в конечном итоге служат нам личными судьями, а не какой-либо внешней сущности, такой как Бог. Фильм избегает полного поворота в стиле Филипа К. Дика, но намекает на то, что идея духов и загробной жизни может существовать, но только в нашем сознании. Это подразумевает, что определенные галлюцинации не обязательно нереальны, а скорее представляют собой более широкий спектр сенсорных переживаний, которые мы не можем испытывать постоянно. По сути, «Клиника» утверждает, что некоторые галлюцинации не полностью вымышленные, а скорее компоненты более широкого спектра сенсорных переживаний, к которым мы не можем постоянно иметь доступ.

Несмотря на свою тревожную природу, фильм несомненно элегантен и эстетически приятен в исполнении, уступая лишь мастерству, продемонстрированному Дэвидом Линчем. По сравнению с триллером 1992 года «Газонокосильщик», он больше склоняется к искусству, чем к простому развлечению. Шумахер стремится напугать, но его творение выходит за рамки жанра ужасов.

Необычный сюжет, временами напоминающий мрачную, жуткую школьную драму, приобретает силу в основном благодаря впечатляющему актерскому составу. С таким количеством известных актеров, появляющихся вместе, это напоминает Клуб «Завтрак в жанре хоррора начала 90-х. Бэкон играет Дэвида с нервным и дерганым характером, а Сазерленд превосходно воплощает тревожного Нельсона. Роль Джулии Робертс здесь подчеркивает ее универсальность как актрисы, демонстрируя, что она может справиться с широким спектром персонажей и не только запомниться по фильмам, таким как Эрин Брокович или Красотка. В определенном смысле, Плоские линии кажется представляет собой альтернативную временную линию, где Робертс брала на себя больше фильмов, похожих на Теорию заговора, и меньше романтических комедий.

В основе своей, то, что выделяет Флетлайнерс сегодня, — это его уникальное сочетание жанров, не поддающееся полной принадлежности к какому-либо одному из них. Это не совсем хоррор из-за отсутствия традиционных элементов страха, он не вполне соответствует критериям фэнтези из-за слаборазвитых сверхъестественных аспектов, а элементы научной фантастики минимальны. Тем не менее, фильм успешно охватывает все эти элементы, и, возможно, даже больше. Этот несколько загадочный, иногда недооцененный фильм увлекательнее, чем может показаться на первый взгляд. Исследуя околосмертные переживания, он, в конечном счете, предлагает взглянуть на сферы жизни, которые трудно постичь.

Смотрите также

2025-08-10 15:30