25 лет назад самый дикий научно-фантастический триллер Дэвида Кроненберга почти превзошел «Матрицу»

25 лет назад самый дикий научно-фантастический триллер Дэвида Кроненберга почти превзошел «Матрицу»

25 лет назад самый дикий научно-фантастический триллер Дэвида Кроненберга почти превзошел «Матрицу»

Дэвид Кроненберг не известен созданием приятных блокбастеров, на которые вы бы пригласили своих друзей и семью на приятный вечер кино. Ему было особенно трудно выпустить научно-фантастический фильм о пугающих виртуальных реальностях сразу после того, как «Матрица» стала культурной сенсацией с ее потрясающими боями кунг-фу и новаторскими научно-фантастическими темами. Семья Вачовски подарила нам феномен, наполненный действием, а Кроненберг предложил фильм, в котором Джуд Лоу поедает плоть мутировавшей рептилии, а затем превращает ее кости в оружие, выпускающее его собственные зубы.

В футуристическом сеттинге с загадочной атмосферой биопанка фильм «Экзистенц» представляет необыкновенный мир, в котором взрослые страстно увлекаются видеоиграми. Персонаж Аллегра Геллер, которую играет Дженнифер Джейсон Ли и которую называют «богиней игровых модулей», находится на грани запуска своей инновационной VR-игры под названием «eXistenZ». Прежде чем она успевает это сделать, кто-то выкрикивает угрожающую фразу и стреляет в нее из необычного оружия. Чудом Геллер переживает это покушение на ее жизнь, а сбежать ей помогает начинающий маркетолог по имени Тед Пикул (Джуд Лоу). Сомневаясь, кому доверять, и опасаясь за безопасность своей игры, Геллер заставляет Пикуля испытать «eXistenZ», который постепенно начинает искажать его восприятие.

Часть новой волны тысячелетней научной фантастики, которая играла с восприятием реальности (см. также Странные дни, Тринадцатый этаж, Темный город и Открой глаза, среди прочих), Existenz, несомненно, самый крутой. Органические игровые капсулы, похожие на плод, скрещенный с контроллером Mad Catz, имеют длинные пуповины с фаллическими головками, которые подключаются к «биопортам», установленным в позвоночнике игроков. Мы видим другие биотехнологии — когда Джуд Лоу отвечает на телефонный звонок, это выглядит так, как будто он отвечает на ночник — но мягкие, мясистые консоли занимают центральное место, а затем быстро растекаются по нему.

Интимный характер биопортов очевиден, однако, несмотря на неопределённость, опасливое признание Пикуля Геллеру: «Я очень боюсь подвергнуться насилию» проясняет любую двусмысленность. После того, как Уиллем Дефо установил на черном рынке скрытое отверстие, Пикуль стал бояться порта, и время их работы наполнено тщательной подготовкой и проникновением в тела друг друга, по внешнему виду напоминающее порты для калоприемника. Хотя мы воздержимся от графических описаний, чтобы избежать дискомфорта, этот нетрадиционный вход в виртуальный мир оставляет неизгладимое впечатление.

25 лет назад самый дикий научно-фантастический триллер Дэвида Кроненберга почти превзошел «Матрицу»

К сожалению, опыт виртуальной реальности, описанный Кроненбергом в «eXistenZ», не оправдывает ожиданий. Хотя он не мог знать о будущем доминировании сложных игровых функций, таких как ящики с добычей и сезонные пропуска, когда «Donkey Kong 64» был популярен, игра кажется устаревшей. Высокореалистичный мир виртуальной реальности впечатляет, но исследование заправочной станции и форелевой фермы не находит отклика у современной аудитории. Фактор шока, когда мы узнали, что игра Геллера стоила 38 миллионов долларов, меркнет по сравнению с сегодняшними дорогими игровыми произведениями.

В «eXistenZ» Геллера и Пикуля преследуют компания, занимающаяся играми в виртуальной реальности, и мятежные активисты, стремящиеся разрушить индустрию. Граница между реальностью и виртуальностью стирается, оставляя тревожное ощущение, более интригующее, чем обширные объяснения в «Матрице». Однако фильм страдает излишними философскими рассуждениями. Например, когда Пикуль выражает свое разочарование по поводу того, что правила игры непостижимы, бессмысленны и потенциально смертельны для него, Геллер отвечает: «Это совсем как в реальной жизни».

Несмотря на недостатки и предсказуемый неожиданный финал, уникальные элементы eXistenZ делают его достойным пересмотра. Первоначально затмеваемый сравнениями с Матрицей и неоднозначными рецензиями 1999 года, этот фильм теперь выглядит как причудливый и экономичный предшественник Начала. Если это вас не заинтересовало вообще, тогда вы можете быть чрезмерно прагматичными и не желать использовать воображение.

25 лет назад самый дикий научно-фантастический триллер Дэвида Кроненберга почти превзошел «Матрицу»

Кроненберг известен своими фильмами ужасов о теле, но «eXistenZ» в 1997 году стал его последним исследованием этого жанра до «Преступлений будущего» в 2022 году. Финансовый провал «eXistenZ», возможно, побудил его попробовать новый жанр, а может быть, он у него закончились идеи – некоторые части «eXistenZ» кажутся повторением его более ранней работы «Videodrome». Однако бывают случаи, когда Кроненберг вкладывает в проект всю свою энергию, делая его интенсивность похвальной по сравнению с «Матрицей», которая за двадцать пять лет стала шаблонной и коммерциализированной.

Несмотря на некоторые странности, история завершается моментом, заставляющим задуматься. Сложность и дезориентация новых технологий могут отталкивать, однако именно реалисты проявляют в этом повествовании наибольшую враждебность по отношению к новаторам. В разгар научно-фантастических работ, наводнивших аудиторию поучительными историями о технологиях, Кроненберг вместо этого выступил с предупреждением против человеческого поведения (в то время на него повлияла фетва против Салмана Рушди). Когда одержимый видеоиграми работник заправочной станции Дэвида Кроненберга переходит от поклонения к угрозе причинить вред персонажу Джессики Уолтерс, возникает вопрос, действительно ли Кроненберг понял будущее игр.

Смотрите также

2024-04-23 16:48