20 лет назад амбициозная военная эпопея опровергла невозможную идею

20 лет назад амбициозная военная эпопея опровергла невозможную идею

20 лет назад амбициозная военная эпопея опровергла невозможную идею

— Больше никого нет?

Оглядываясь назад, можно сказать, что знаменитая фраза Брэда Питта из его роли Ахилла в «Трое» (2004) несет в себе более глубокий смысл. В поисках достойного противника персонаж Питта уже победил сильнейших воинов Греции, и о нем ходили слухи о неуязвимости. Стремясь доказать правдивость слухов, он продолжал этот поиск от одного поля битвы к другому. Однако, когда он вступил в битву за Трою, это хвастовство начало проявляться как отчаянный призыв к вызову, а не как уверенное заявление, и предполагаемый дар бессмертия стал больше походить на нежелательное бремя.

Трой представлял для Питта воплощение потакания своим слабостям в тот период. Это не было чем-то негативным; Питт добился почти непревзойденного успеха в начале 2000-х, во многом подобно Ахиллесу в мифологии. Можно предположить, что эта общая слава сделает Питта более аутентичным в его образе. Однако между актером и персонажем возник неожиданный разрыв. Это разногласие ощутимо на протяжении всего производства, в результате чего фильм получается столь же трагичный, как и его главный герой.

«Троя» стремилась стать эпическим фильмом о мечах и сандалиях, способным устоять перед остросюжетными (но поверхностными) постановками того времени и сохранить актуальность угасающего жанра. Однако успешная адаптация — это нечто большее, чем просто предоставление правдивого зрелища или пристальное внимание к деталям. К сожалению, воплощая в жизнь эпическую трагедию Гомера, Трой упустил из виду сложные детали, которые придавали ей непреходящую привлекательность.

Я был ошеломлен, когда узнал, что Питт, похоже, не проявлял особого энтузиазма по поводу роли в «Трое». Позже он признался, что это был всего лишь один из тех фильмов, которые ему пришлось сниматься по контракту с Warner Bros. Несмотря на это, я могу засвидетельствовать его полную приверженность этой роли. Он посвятил шесть месяцев созданию внушительного телосложения Ахилла, и результаты оказались впечатляющими как для него самого, так и для его столь же точных коллег по фильму Эрика Баны и Орландо Блума, которые в то время находились на пике своего статуса голливудских сердцеедов.

С другой стороны, игра троих в экранизации Илиады Гомера, поставленной Вольфгангом Петерсоном и написанной Дэвидом Бениоффом, который позже стал соавтором Игры престолов, просто великолепна. Однако их преданность своим персонажам, кажется, в некоторых случаях колеблется. Возможно, это связано с тем, что в постановке особое внимание уделяется приданию современного ощущения древнему, запутанному повествованию.

20 лет назад амбициозная военная эпопея опровергла невозможную идею

Позже Петерсон заявил, что в «Трое» не было антагонистов: продюсерская группа стремилась дать зрителям возможность оценить особую точку зрения каждого персонажа. Однако такой подход не соответствует греческой трагедии. Вместо этого эти персонажи намеренно плоские и в первую очередь мотивированы своими недостатками, а не сложными достоинствами. Ахиллесу не следует бороться со своей ролью орудия войны. Тем не менее, он это делает, демонстрируя несколько меланхоличную игру Питта.

В «Трое» актер не подходил на роль? Не обязательно, поскольку он преуспевает в многочисленных батальных сценах фильма. Именно в эти моменты Питт по-настоящему воплощает образ кинозвезды во всей красе. Он не размышляет и не вырабатывает стратегии; вместо этого он испытывает глубокие переживания. Последствия этих чувств порождают обилие драматизма – именно то, чего можно было бы ожидать от такой грандиозной сказки, которая в противном случае не смогла бы передать эпический масштаб своего литературного происхождения.

20 лет назад амбициозная военная эпопея опровергла невозможную идею

Троя подвергли критике за то, что он предоставил значительную творческую свободу в оригинальном произведении Гомера. В эпической поэзии Гомера греческие боги играли активную роль, влияя на события с горы Олимп. Однако в адаптации Брэдфорда Петерсона божествам отводилась второстепенная роль, почти как второстепенные мысли. Еще в 2004 году Петерсон размышлял над тем, как современная публика может воспринимать изображения богов на экране, не хихикая.

Как геймер, я бы перефразировал это так: Судьба, а не Афродита, побуждает принца Трои Париса (Блум) предать Менелая, спартанского царя (Брендан Глисон), соблазнив его жену. Их неверность служит идеальным катализатором для короля Агамемнона (Брайан Кокс), брата Менелая, объявившего войну Трое. Временами я вижу Ахилла в армии Агамемнона, но он сражается скорее как наемник. К тому времени, когда мы добираемся до битвы за Трою, его нежелание воевать утомляется.

Подобным же образом старший брат Париса Гектор (Бана) защищает свою семью и честь, в то время как Ахиллес постоянно стремится к славе в свое время. Он жаждет стать легендой, увековеченной в таких сказках, как «Илиада». Этот метанарративный прием дает достаточное объяснение движущей силы Ахилла. Однако только когда война коснется его лично через его невинного кузена Патрокла (не любовника), Ахиллес полностью раскрывает свой потенциал трагического героя. Следовательно, «Троя» ближе всего подходит к созданию эпической трагедии.

20 лет назад амбициозная военная эпопея опровергла невозможную идею

Современные критики не удержались от указания на недостатки «Трои», но можно утверждать, что эпос был отражением своей эпохи. Зрители не были готовы к повествованию с участием навязчивых греческих божеств и нетрадиционных персонажей-воинов. «Троя», несомненно, имела успех в прокате, заработав почти полмиллиарда долларов по всему миру. Относительная безопасность повествования и чувство ностальгии восходят к золотому веку Голливуда.

Хотя Трой, возможно, и черпал вдохновение из легендарных сюжетов и старых фильмов, сам по себе он не смог достичь культового статуса. Два десятилетия спустя этот фильм стоит пересмотреть тем, кто хочет учиться на его ошибках.

Смотрите также

2024-05-14 16:19