100 лет назад забытый русский эпос тайно вдохновил на создание самого культового научно-фантастического фильма всех времен

100 лет назад забытый русский эпос тайно вдохновил на создание самого культового научно-фантастического фильма всех времен

Как опытный геймер, который путешествовал по бесчисленным виртуальным мирам, я могу с уверенностью сказать, что мое путешествие в реальном мире пересекалось с некоторыми необычными цифровыми повествованиями, но ни одно из них не сравнилось с тем, что создан шедевром Якова Протазанова 1924 года «Аэлита: Королева Марса». Этот столетний фильм, родившийся в ту же эпоху, что и мой дедушка, является свидетельством непреходящей силы повествования и его способности вдохновлять поколения создателей.


Примечательно, что один-единственный фильм породил столь разнообразные творения, как «Метрополис» Фрица Ланга и «День независимости» Роланда Эммериха. Однако фильм, которому сегодня исполняется 100 лет, может похвастаться таким достижением. Немой фильм Якова Протазанова 1924 года «Аэлита: Королева Марса», первоначально вдохновленный романом Алексея Толстого 1923 года, на самом деле является одним из самых скрытых источников вдохновения для научно-фантастических фильмов за всю историю.

1921 год служит фоном для этого фильма, в котором изображена группа людей, которые выполняют свои роли в Советской России после гражданской войны во время усилий по восстановлению. История начинается с того, что люди со всего мира пытаются расшифровать загадочную радиопередачу, и эта сцена мгновенно вызывает воспоминания о «Королеве Марса». Перенесемся на семь десятилетий вперед, и эти образы напоминают работу Эммериха, когда страны получали передачи от захватчиков в «Дне независимости», а затем использовали азбуку Морзе для организации скоординированного сопротивления.

Как и персонаж Джеффа Голдблюма в «Дне независимости», я, инженер, сталкиваюсь с некоторыми личными проблемами, похожими на Дэвида Левинсона из «Аэлиты». Моя Наташа, однако, не совсем та бедствующая девица, которую изобразила Валентина Куинджи. Тем не менее, хотя Дэвид может взломать передачу и спасти положение, мои мечты ограничиваются стремлением к героическим поступкам. Когда я думаю о Марсе, мое любопытство возбуждает загадочная передача, ведущая меня по пути фантазий, воображая, что за всем этим стоит небесное происхождение.

Влияние «Аэлиты» на научно-фантастическое кино наиболее явно видно в этих марсианских изображениях. Марс, представленный Лосем, украшен конструктивистскими декорациями и яркими костюмами, созданными художницей-кубофутуристкой Александрой Экстер, современницей Пабло Пикассо. Угловые формы костюмов, изготовленные из современных материалов, таких как алюминий, акрил и сталь, привнесли эстетику, которая позже будет наблюдаться в декорациях и костюмах «Метрополиса» и «Женщины на Луне» Фрица Ланга. Оба фильма были сняты на немецкой студии UFA, где Протазанов работал в начале 1920-х годов, прежде чем вернуться в Россию после революции.

100 лет назад забытый русский эпос тайно вдохновил на создание самого культового научно-фантастического фильма всех времен

Помимо изучения взлетов и падений восстановления советского общества, фильм «Аэлита» использовал научно-фантастическую перспективу для изучения причин возникновения социалистических восстаний. Этот фильм на несколько лет предшествует более известному «Метрополису» Фрица Ланга. Подобно спасению рабочих Фредером и Марией в классическом фильме Ланга, Лос сотрудничает с очаровательной Аэлитой (Юлия Солнцева) в «Аэлите», чтобы спровоцировать восстание против марсианских старейшин, которые живут в богатстве над землей, в то время как рабочие порабощены под ней. . Тема угнетенных низших классов, в конечном итоге восстающих против своей правящей элиты, является повторяющимся мотивом в научной фантастике, и ее можно наблюдать в различных фильмах, от «THX 1138» Джорджа Лукаса до «Острова» Майкла Бэя.

Как преданный поклонник, я не могу не разделить свое восхищение фильмом «Аэлита», вышедшим в США в 1929 году. Хотя его политический подтекст не всегда находил отклик в американской научной фантастике, его поразительная эстетика часто находила отклик. Специалисты по охране природы, эксперты и кураторы отмечают, что экстравагантные костюмы и грим из «Аэлиты» оказали неизгладимое влияние на визуальный стиль культовых сериалов 1930-х годов «Флэш Гордон». Эти сериалы, в свою очередь, стали определяющим элементом ранней американской научной фантастики. Проще говоря, величие Аэлиты и Мина Безжалостного не было бы неуместно на одной и той же чужой планете.

Фильмы, действие которых происходит на Марсе в середине века, часто связаны с «Красной угрозой», как это видно в таких фильмах, как «Красная планета Марс» и «Захватчики с Марса». Однако аспекты фильма «Аэлита», такие как привлекательная одежда главной героини, харизматическая личность и имя, продолжали влиять на жанр. Например, в малобюджетном фильме 1951 года «Полет на Марс» марсианам грозит вымирание из-за нехватки минерала, необходимого для их систем жизнеобеспечения. Попав в плен к марсианам, нашим главным героям помогает ученый по имени Алита (в исполнении Маргариты Чепмен), которая помогает им сбежать.

100 лет назад забытый русский эпос тайно вдохновил на создание самого культового научно-фантастического фильма всех времен

Самобытный стиль кинорежиссера Протазанова сохранялся в кино на протяжении 1980-х годов, от возрождения космической оперы Флэш Гордон до малобюджетного научно-фантастического фильма Жидкое небо, критик Дж. Хоберман из New York Times считал, что в этом есть определенные советские качества. Он отметил, что костюмы, грим, прически, декорации и даже танцевальные движения в фильме напоминают российский конструктивистский авангард 1920-х годов. Он называл его «истинным предком» Аэлиты.

Хотя «Аэлита» добилась успеха в России, это не помогло студии «Межрабпром-Русь» достичь своей цели — стать значимым игроком на международной арене. Вместо этого фильм канул в безвестность, поскольку советская цензура ужесточилась, а холодная война сделала российское искусство менее популярным. Однако его дальновидность и современная эстетика оказались вечными, и его влияние на научную фантастику все еще можно в полной мере оценить столетие спустя.

Смотрите также

2024-09-24 16:32